Неблагоприятные для АПК погодные условия снова нанесли серьёзный урон урожаю в Челябинской области. Из-за жары и засухи пострадали посевы на площади 157 тыс. гектаров, ущерб приближается к миллиарду рублей. Пока сумма в два раза меньше в сравнении с прошлым годом, но ещё не все сельхозпроизводители оценили свои потери. Прогноз по сбору зерновых скорректирован.
Аграрии считают убытки
Последствия засухи, установившейся на Южном Урале в мае – июне, оказались неутешительными для фермеров. Пострадала значительная часть посевов, у некоторых аграриев палящее солнце погубило все всходы, сообщили «Октагон.Урал» в фермерских хозяйствах, занимающихся выращиванием зерновых культур.
– Ущерб серьёзный – пострадало около 30 процентов посевов, – сообщил глава крестьянского (фермерского) хозяйства «Урал» (занимается выращиванием зерновых) в Карталинском районе Сагымбай Рахимов. Сумму ущерба он назвать не смог.
Рахимов добавил, что необходимые документы с цифрами для получения компенсации направлены в министерство сельского хозяйства Челябинской области.
Глава совхоза «Брединский» (Брединский район) Сабет Канатпаев сообщил изданию, что из-за засухи пострадало 100 процентов посевов.
«Мы потеряли всё. Подсчитываем ущерб, определимся примерно через месяц».
Сабет Канатпаев
глава совхоза «Брединский»
Подсчитывают сумму убытков и в фермерском хозяйстве Агаповского района, рассказал глава хозяйства Жайнар Карсакбаев.
Из-за засухи режим ЧС этим летом был объявлен в семи районах Челябинской области. Непростая ситуация сложилась и в соседних регионах. Режим ЧС ввели на всей территории Курганской области, в Свердловской – на 39 территориях. По словам научного руководителя Гидрометцентра России Романа Вильфанда, вышеперечисленные регионы столкнутся с нехваткой урожая из-за засухи, вызванной аномально жаркой погодой.
В пресс-службе минсельхоза Челябинской области «Октагон.Урал» сообщили, что, по предварительным данным, пострадало 157,2 тыс. гектаров посевов – около 9 процентов всех посевных площадей области; приблизительный размер ущерба составляет 906,3 млн рублей.
Наиболее серьёзные потери отмечаются в Брединском, Карталинском, Варненском и Кизильском районах, где площадь погибших посевов составляет от 21 тыс. (Кизильский район) до 64 тыс. гектаров (Брединский район).
В июле в регионе начались и продолжают идти дожди разной интенсивности. Они положительно повлияют на выполнение планов по сбору картофеля и овощей, заготовке кормов. Между тем, по словам аграриев, дожди прошли слишком поздно. Ситуацию усугубляет и то, что из-за дефицита оборотных средств в связи засухой прошлого года сельхозтоваропроизводители региона не заключили договоры страхования урожая, сообщили в областном минсельхозе. Ранее руководитель центра сельскохозяйственного страхования ПАО СК «Росгосстрах» Вадим Константинович подтвердил изданию, что активности сельхозпроизводителей Южного Урала в части страхования урожая в этом сезоне не наблюдается.
Тем не менее фермеры и сельхозпредприятия получают компенсирующие и стимулирующие субсидии от региональных властей.
Урожай не вынес жары
Засуха заставила министерство пересмотреть планы по сбору зерна в Челябинской области на текущий год.
– Зерновых планируется собрать около 1 миллиона тонн – на уровне прошлого года, – отметили в ведомстве. Изначальный прогноз – 1,8 млн тонн. «Октагон.Урал» писал, что в прошлом году засуха была зафиксирована в 20 муниципальных районах области и одном городском округе, недобор зерна тогда составил 45 процентов от запланированного объёма. Ущерб от засухи оценивался в 2 млрд рублей.
Засуха скажется и на урожае овощных культур.
Засуха оказала губительное влияние не только на посевы зерновых, пострадали и овощные культуры. Председатель уральской ассоциации «Овощи», заслуженный агроном России Лидия Смирнова сообщала о выгоревшей моркови и серьёзно пострадавшем картофеле.
Впрочем, по мнению экспертов, недобор урожая на ценах особо не скажется, так как большой ассортимент продуктов поставляется из других регионов.
– В первую очередь неурожай может повлиять на благосостояние фермера или сельхозпроизводителя самого различного ранга. А влияние на цены менее однозначно. Рынок продуктов общероссийский и достаточно мобильный. Например, молоко у нас не только из Челябинской области, но и из других регионов. Сахарной свёклы почти нет, гречка тоже не наш продукт. И спектр такой продукции достаточно разнообразный, – пояснил «Октагон.Урал» челябинский экономист Сергей Гордеев.