Посевная кампания на Южном Урале проходит в условиях аномальной жары и засухи и прогнозы синоптиков пока неутешительны. Из-за жаркой погоды сельхозпроизводители могут понести убытки, страховаться от которых они пока не спешат.
На Южном Урале посевная кампания в разгаре. В минсельхозе Челябинской области «Октагон.Урал» сообщили, что яровыми культурами, по данным на 17 мая, засеяно 737 тыс. гектаров, это 42 процента от плана. В том числе посеяна 521 тыс. гектаров зерновых культур (37 процентов), 175 тыс. гектаров масличных (69 процентов), а также посажено 32 процента овощей открытого грунта и 56 процентов картофеля.
Коррективы в посевные работы внесла установившаяся в регионе аномальная жара: по данным синоптиков, температура на семь и более градусов выше нормы, в дневные часы столбик термометра поднимается до плюс 36 градусов.
«Отсутствие осадков уже оказывает негативное влияние на ход посевной кампании. Верхний слой почвы постепенно пересыхает, поэтому аграрии вынуждены регулировать глубину заделки семян, чтобы обеспечить доступ к влаге – семена закладывают более глубоко в почву».
Министерство сельского хозяйства Челябинской области
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства в Октябрьском районе Оксана Крель сообщила «Октагон.Урал», что земля без дождей действительно засыхает. Ситуация пока не критичная, но всё будет зависеть от прогноза на ближайшие недели:
– Дождь, конечно, нужен. Если его не будет ещё две недели, то всходы не взойдут.
Главные последствия жары – низкая урожайность и, как следствие, экономические потери аграриев. Компенсировать потенциальные убытки можно, застраховав посевы, но южноуральские фермеры не спешат воспользоваться этим механизмом даже с учётом господдержки (50 процентов страхового полиса оплачивается из бюджета). Например, в 2020 году в Челябинской области договоров страхования в сфере растениеводства заключено не было.
– Дело в том, что из-за негативного опыта страхования урожая в 2015–2016 годах, когда отдельные фермеры не смогли получить выплаты от страховых компаний, у южноуральских аграриев сложились определённые стереотипы. В 2020 году регион не смог получить поддержку по засухе из федерального бюджета, так как погибшие посевы не были застрахованы. Частичная поддержка пострадавших от засухи хозяйств была оказана только из регионального бюджета – 58 млн рублей направили на обеспечение закупки кормов для животноводства в целях сохранения поголовья крупного рогатого скота, – пояснили в пресс-службе минсельхоза области.
Погодные условия напрямую влияют на судьбу будущего урожая на Южном Урале, поэтому заниматься здесь сельским хозяйством рискованно – можно потерять всё.Фото: Александр Кондратюк/РИА Новости
Руководитель центра сельскохозяйственного страхования ПАО СК «Росгосстрах» Вадим Константинович подтвердил, что активности сельхозпроизводителей Южного Урала в части страхования урожая в этом сезоне не наблюдается.
– Для расширения агрострахования нужно предусмотреть широкий перечень страховых программ, чтобы аграрии могли выбирать подходящую для себя. Необходима активная поддержка со стороны органов региональной власти и дальнейшее развитие законодательства в сфере сельхозстрахования, – отметил он.
Южный Урал относится к зоне рискованного земледелия, в том числе из-за повторяющихся засух. В прошлом году засуха была зафиксирована в 20 муниципальных районах области и одном городском округе, недобор зерна составил 45 процентов от запланированного, уточнили в профильном министерстве. Ущерб от засухи оценивался в 2 млрд рублей.
План на сегодняшний день – посеять 1,76 млн гектаров яровых, но на ближайшую неделю сохраняется прогноз жаркой погоды практически без осадков на всей территории области, поэтому показатель может быть пересмотрен.
Челябинск