Уральские регионы обеспокоились введением с 1 августа временных пошлин на экспорт отдельных видов металлов. За счёт этой меры федеральные власти планируют изъять у металлургов около 160 млрд рублей. Бюджеты отдельных регионов в результате недополучат миллиарды по налогу на прибыль. Челябинские власти уже заявили о готовности помогать металлургам и обратиться в Правительство РФ. Свердловские депутаты, несмотря на жалобы предприятий, проблемы в пошлинах не увидели. При этом в бюджет уже вписали сверхдоходы от налогов промышленников.
Новые регуляторные механизмы появились после высказывания первого вице-премьера Андрея Белоусова о том, что металлурги «нахлобучили» государство на 100 млрд рублей, получив сверхдоходы от роста цен в том числе на внутреннем рынке. За счёт нового механизма власти хотят поправить положение. Изъять у металлургов планируется около 160 млрд рублей, а затем выработать постоянные механизмы сдерживания цен на металл.
Пошлины введут с 1 августа, они будут действовать только на экспорт за пределы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и состоять из базовой 15-процентной ставки и специфического компонента (в долларах за тонну). Например, для меди он составит не менее 1,2 тыс. долларов за тонну, для никеля – 2,3 тыс. долларов, для алюминия – 254 доллара, для рудного концентрата – не менее 54 долларов за тонну, для плоского горячекатаного проката и арматуры – не менее 115 долларов, для холоднокатаного проката и проволоки – не менее 133 долларов, для нержавеющей стали и ферросплавов – не менее 150 долларов.
Однако предприятия отрасли инициативу властей не оценили, а регионы обеспокоились недоимками в бюджет из-за сокращения прибыли заводов, а значит, и налогов на неё.
Депутатская безынициативность
С предложением снизить или дифференцировать ставку новых таможенных пошлин на экспорт отдельных видов металлургической продукции выступил министр промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области Павел Рыжий на совещании в Москве.
По оценке челябинского минпрома, металлурги региона только до конца года должны потратить на пошлины более 5 млрд рублей. Кроме того, ряд предприятий будут вынуждены повысить цены на продукцию. Например, для НПП «Технология» станет невозможным экспорт за пределы ЕАЭС производимых на предприятии модификаторов – многокомпонентных ферросплавов для изменения свойств чугуна или стали, поскольку они подпали под пошлины.
По данным Уральского таможенного управления, с января по май предприятия Урала экспортировали 3,7 млн тонн металлов и изделий из них на почти 4,3 млрд долларов.Фото: Донат Сорокин/ТАСС
Магнитогорская «Уральская металлообрабатывающая компания» (УМК) – производитель стальной высокопрочной упаковочной ленты (ВУЛ) – вынуждена будет поднять цены на продукцию на 15 процентов, что в совокупности с другими антидемпинговыми пошлинами и экспортными барьерами некоторых стран повысит цены на 40 процентов и сделает УМК неконкурентной на мировом рынке.
«В металлургическом комплексе сосредоточена половина всех промышленно-производственных фондов региона, в этой сфере занято порядка 36 процентов работников обрабатывающих производств – больше 80 тысяч человек. Мы должны сделать всё от нас зависящее, чтобы не допустить серьёзного ухудшения социально-экономического состояния отрасли», – приводит пресс-служба ведомства слова Рыжего.
Свердловские общественные избранники опасения челябинских коллег не разделили и от каких-либо действий отказались. Вопрос обсуждался на заседании комитета регионального заксобрания по промышленности. Депутат Вячеслав Вегнер предлагал обратиться в Правительство, чтобы там с введением пошлин не торопились. По его расчётам, из-за пошлин бюджет Свердловской области до конца года недополучит 6–8 млрд рублей.
«На заседании выступил представитель одного из тагильских предприятий. По расчётам, из-за введения пошлин только у этого предприятия до конца года будет изъято более 8 млрд рублей – на такую сумму уменьшится прибыль. С этих денег бюджет области получил бы 1,4 млрд рублей».
Вячеслав Вегнер
депутат Заксобрания Свердловской области
Речь, вероятно, идёт об АО «ЕВРАЗ НТМК» (Нижний Тагил) – градообразующем предприятии Нижнего Тагила. По словам Вячеслава Вегнера, производство некоторых экспортных позиций для предприятия станет убыточным, и поставлять на рынок их придётся с отрицательной доходностью, поскольку контракты уже заключены.
Минпром региона же отчитался о росте прибыли металлургов Среднего Урала на 10 процентов по итогам первого квартала 2021 года и полагает, что пошлины на региональном бюджете не скажутся: меньше, чем в прошлом году, поступления не будут, пересказал ответ представителя министерства Вегнер. Однако, полагает он, сравнивать финансовые показатели с прошлым годом нецелесообразно: предприятия пострадали от коронавирусных ограничений и снижения спроса.
Вопросы у депутата также вызвали механизмы возврата в регион части средств, которые изымут у предприятий.
– Сколько нам вернут и в каком виде? Механизм изъятия выработан и вступил в действие. Механизм возврата (сколько, когда и кому) – нет, – заявил Вегнер.
Экспертное мнение
По данным Уральского таможенного управления, с января по май предприятия Урала экспортировали 3,7 млн тонн металлов и изделий из них на почти 4,3 млрд долларов. Рост по сравнению с аналогичным периодом 2020 года составил почти 26 процентов в весе и 45,1 процента в деньгах. Важно отметить, что в прошлом пандемийном году экспорт металлов с Урала по сравнению с 2019 годом не снижался.
По предварительным оценкам управления, с введением пошлин на металлы в бюджет ежемесячно будет перечисляться порядка 4 млрд рублей дополнительно.
По мнению аналитика ГК «Финам» Алексея Калачёва, свердловские депутаты в своих расчётах недоимок регионального бюджета недалеки от истины.
«Грубо оценивая, можно предположить, что пошлины заберут порядка 10 процентов от выручки производителей меди во втором полугодии и порядка 5 процентов у крупнейших сталелитейных компаний Урала».
Алексей Калачёв
аналитик ГК «Финам»
На Урале располагаются два из трёх крупнейших производителей меди, на которых приходится около 60 процентов объёма её производства: Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) (около 40 процентов) и Русская медная компания (РМК) (около 20 процентов), пояснил Калачёв. При этом на экспорт поставляется более 70 процентов произведённой в России меди: объём спроса на неё в стране значительно ниже объёмов производства.
Кроме того, на Южном Урале работают два крупных предприятия чёрной металлургии – ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК) и «Мечел».
– Обе компании в большей степени ориентированы на внутренний рынок. В 2020 году экспортные продажи в дальнее зарубежье принесли ММК около 17 процентов выручки, остальное – продажи в РФ и страны СНГ. В первом полугодии 2021 года эта доля выросла до 21 процента, – рассказывает Алексей Калачёв. – «Мечелу» продажи за пределы РФ и СНГ в прошлом году принесли 30,3 процента выручки.
Однако, уточнил аналитик, не вся экспортируемая предприятиями продукция подпадёт под пошлины.
С введением пошлин экспорт может снизиться на 1 млн тонн – около 40 млрд рублей в денежном выражении, объём производства металлопроката и чугуна – на 1,2 млн тонн.Фото: Донат Сорокин/ТАСС
Сами промышленники последствия меры для своих инвестиционных и социальных программ не комментируют: в АО «ЕВРАЗ НТМК» и на РМК отказались от комментариев, на ММК и Челябинском металлургическом комбинате (ЧМК) на запросы «Октагон.Урал» не ответили. Однако ранее металлурги уже раскритиковали инициативу: в ассоциации «Русская сталь» отметили, что меры с ними не обсудили, тогда как они несут риски для предприятий чёрной металлургии.
По данным объединения, по итогам первого полугодия 2021 года налоговые платежи предприятий, входящих в «Русскую сталь», могут превысить 200 млрд рублей – почти вдвое больше уровня первого полугодия 2020 года, а по итогам года до введения пошлин ожидался рост налоговых поступлений на 250 млрд рублей.
«Дополнительные налоговые поступления в бюджет можно было бы направить на оказание адресной помощи потребителям металлопродукции, участвующим в реализации проектов по государственному заказу», – предлагали в ассоциации.
С введением пошлин экспорт может снизиться на 1 млн тонн – около 40 млрд рублей в денежном выражении, объём производства металлопроката и чугуна – на 1,2 млн тонн. Прибыль предприятий упадёт на 150 млрд рублей, а налог на неё – на 30 млрд. В итоге снижение отчислений в бюджет РФ составит около 30 млрд рублей.
Статистика
По данным Счётной палаты РФ, в 2020 году федеральный бюджет недополучил 125,9 млрд рублей от прогнозируемого налога на прибыль организаций – в том числе за счёт сокращения поступлений от металлургического сектора экономики. С одной стороны, желание федералов компенсировать недоимки бюджета понятно.
Однако и Свердловская область по тому же налогу в прошлом году получила 78,1 млрд рублей вместо запланированных 95,5 млрд. В 2021 году финансовая ситуация начала налаживаться: по данным Свердловскстата, оборот металлургических предприятий региона в январе – мае 2021 года вырос до 647,6 млрд рублей – в полтора раза больше показателя 2020 года. Индекс промышленного производства в металлургии в Свердловской области за январь – май 2021 года снизился на 2,5 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 0,01 процента к уровню 2019 года.
Этой весной власти региона увеличили прогнозируемые доходы на нынешний год почти на 16,3 млрд рублей, из которых 7,9 млрд рублей планировали получить с налога на прибыль организаций.
Поводом стал как раз рост поступлений в первом квартале 2021 года из-за «роста мировых цен на продукцию, экспортируемую предприятиями Свердловской области, при одновременном ослаблении курса национальной валюты».
Действительно, с января по март этого года бюджет региона при годовом плане в 84,1 млрд рублей получил около 28,9 млрд рублей налогов на прибыль организаций. Это на 8,3 млрд рублей больше, чем за тот же период 2020 года.
«Рост поступлений по налогу связан с увеличением налоговой базы по организациям металлургического профиля в связи с ростом цен на металлы на 25–80 процентов», – говорится в отчёте счётной палаты региона об исполнении бюджета.
В результате выигравшие от роста цен на металл металлургические регионы теперь могут недополучить запланированные на радостях налоговые доходы в областной бюджет.Фото: Александр Мамаев/URA.RU/TASS
Например, АО «ЕВРАЗ НТМК» в первом квартале 2021 года заплатило 4,1 млрд рублей налога на прибыль против 2,1 млрд годом ранее, УГМК перечислила 845 млн рублей против 37 млн рублей годом ранее.
Индекс промышленного производства в январе – июне вырос и в Челябинской области: на 13,3 процента по сравнению с 2020 годом и на 9,8 процента к 2019 году. Металлургические производства за тот же период выросли на 13,8 и 1,9 процента соответственно.
В результате выигравшие от роста цен на металл металлургические регионы теперь могут недополучить запланированные на радостях налоговые доходы в областной бюджет. Снижения экспорта при этом, несмотря на введение пошлин, ждать не приходится, отмечают эксперты: цены в России не ниже, а зачастую и выше экспортных.