Акционерное общество «Корпорация развития» (КР, бывший «Урал промышленный – Урал полярный») больше не строит далеко идущих планов. В годовом отчёте, с которым ознакомился «Октагон.Урал», корпорация, показав рекордный убыток, заявила лишь о намерении завершить строительство инфраструктуры на севере Урала по договору с «Транснефтью». Тем временем чиновники уже определились с датой ликвидации КР.
В 2020 году «Корпорация развития» получила 3,9 млрд рублей чистого убытка. Это объясняется тем, что зарабатывать КР фактические не на чем – общество в 2020 году продолжило передавать объекты инфраструктуры акционерам, а распродажа неиспользуемых активов идёт медленно. В 2020-м было продано три объекта: два нежилых помещения в Тюмени и трансформаторная подстанция с площадки строительства ТЭС «Полярная» на Ямале. При этом реализовать самые дорогие лоты с ямальской стройки – газовые турбины – дочерние структуры КР не могут.
Последний шаг до свалки
Фактически КР занимается лишь достройкой инфраструктуры трубопроводной системы «Заполярье – Пурпе – Самотлор» в рамках шестистороннего соглашения регионов Большой Тюменской области с «Транснефтью». В 2020-м общество с большой задержкой сдало канализационно-очистные сооружения (КОС) в Коротчаево (ЯНАО), строительство которых велось с 2015 года. КОС переданы «Уренгойгорводоканалу».
Последний объект – полигон утилизации промышленных и твёрдых бытовых отходов в Тазовском районе Ямала – КР намерена сдать (тоже со срывом сроков; в графике ранее стоял 2017-й) в четвёртом квартале 2021 года. В годовом отчёте указано, что сейчас на месте идут работы по отсыпке площадки полигона, укладке геотекстиля и утеплителя. «Кроме этого, ведутся переговоры с поставщиками технологического оборудования с целью снижения его стоимости, сроков производства и поставки на объект», – говорится в документах «Корпорации развития» .
Строительство трубопроводной системы «Заполярье – Пурпе – Самотлор».Фото: сайт «Транснефть»
Представители акционеров (основные – Ямал, Югра и Тюменская область) готовы приступить к ликвидации КР после сдачи последних объектов, говорил замгубернатора Тюменской области Андрей Киселёв:
«“Корпорации развития” в настоящее время остаётся реализовать один проект в Тарко-Сале – полигоне ТБО – для “Транснефти”. В этом году в весенний период были проведены подготовительные работы. Возможно, в этом году этот проект будет выполнен и миссия корпорации будет исполнена. Может быть, в следующем году будем принимать решение о её ликвидации».
Убыточный итог
Судя по отчёту КР, из шести дочерних организаций, которые продолжают работу, прибыль принесла лишь Ямальская железнодорожная компания (на 45 процентов принадлежит РЖД), которая обеспечивает перевозки на участке Коротчаево – Новый Уренгой – Надым. Но и её чистая прибыль упала со 114 млн рублей в 2019-м до 3 млн рублей в 2020 году.
Список финансовых рисков КР длиннее, чем перечень прибыльных направлений.
«В отношении корпорации и её дочерних и зависимых обществ продолжается ряд судебных споров, обусловленных хозяйственной деятельностью группы компаний в 2013–2019 годах. Результат рассмотрения крупнейших из указанных споров будет в значительной степени определять вопрос платёжеспособности группы компаний в 2021 году», – говорится в отчёте.
Речь прежде всего идёт о рассмотрении в московском арбитраже иска первого подрядчика строительства моста через реку Надым в ЯНАО (часть Северного широтного хода) компании «Мостострой-12» о взыскании с КР 2 млрд рублей. Со второй попытки корпорации удалось доказать отсутствие долга перед «Мостостроем-12», однако противная сторона продолжает оспаривать решения судов – рассмотрение идёт в кассации.
Мост через реку Надым был открыт в 2015 году.Фото: URA.RU/TASS
Если в предыдущем деле суд уже встал на сторону КР, то разбирательство с Чешским экспортным банком (ЧЭБ) – кредитором строительства ТЭС «Полярной» – для корпорации может закончиться куда менее радужно. Банк привлекает корпорацию в качестве соответчика по искам о компенсации убытков от срыва проекта. В 2020 году кредитор после двухлетних переговоров отказался от требования признать КР банкротом из-за отказа последней погасить долг в размере 770 млн рублей. Однако ЧЭБ привлёк корпорацию к субсидиарной ответственности по иску к энергетической компании «Урал Промышленный – Урал Полярный» (КР принадлежит 25 процентов общества). До окончания банкротных торгов оценить сумму, в которую корпорации обойдётся провал проекта ТЭС, нельзя.
Два пути
Аудиторы в заключении к бухотчётности КР уже несколько лет указывают на то, что показатель чистых активов общества меньше величины его уставного капитала, на конец 2020 года разница составляет почти 10 млрд рублей. Согласно положениям ФЗ «Об акционерных обществах», если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании отчётного года, то оно обязано принять решение об уменьшении уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов, или о ликвидации общества.
В отчёте указано, что КР планирует пойти по первому пути и представить акционерам план по уменьшению величины уставного капитала, который за все годы работы института развития только рос. Но с учётом анонсированной самими акционерами скорой ликвидации корпорации развитие событий с большой долей вероятности может пойти по альтернативному сценарию.