Ханты-Мансийский автономный округ – Югра один за другим теряет проекты по добыче россыпного золота. Золотари обосновались в одной из самых труднодоступных территорий округа, где расстояние до ближайших населённых пунктов с вертолётным сообщением измеряется десятками, а иногда и сотнями километров. Жители Берёзовского района узнают о появлении новых предприятий лишь после экологических скандалов с загрязнением нерестовых или водохозяйственных рек. А иногда площадки вычисляют по лунным пейзажам, которые после себя оставляют золотопромышленники. Правда, привлекать к ответственности за уничтожение природы зачастую уже некого – компании сворачивают производство и исчезают, несмотря на многомиллионные долги по налогам.
Арбитражный суд ХМАО-Югры запустил судебный процесс по иску налоговых органов, которые настаивают на банкротстве ООО «Золото Хальмерью», зарегистрированного в Тюмени в 2017 году. Иск о признании финансовой несостоятельности компании был подан ещё в декабре 2021-го. К этому моменту, даже несмотря на наложенный на счета предприятия арест, управление ФНС по Тюменской области не смогло добиться выплаты около 13 млн рублей налогов, пеней и штрафов. Арбитраж не давал делу хода, так как заявитель не мог подтвердить получение должником исковых требований. Лишь в марте фискалы переформатировали иск, потребовав признать банкротом «отсутствующего должника».
Юрист Роман Лукичёв подчеркнул, что такая формулировка в заявлении, вероятнее всего, свидетельствует о том, что заявитель смог предоставить доказательства того, что ответчик не находится по месту регистрации, указанному в ЕГРЮЛ, и определить его реальное местонахождение не удаётся.
«Также при банкротстве отсутствующего поставщика не должно быть известно место нахождения его имущества и исполнительного органа – чаще всего это генеральный директор. Если в рамках этой процедуры конкурсному управляющему удаётся найти ликвидное имущество, суд переходит к рассмотрению дела о банкротстве в общем порядке».
Роман Лукичёв
Юрист
В подтверждение этому Арбитражный суд Тюменской области к первому заседанию по делу истребовал из Омского управления по вопросам миграции сведения о регистрации и месте проживания Ольги Гоничевой, заявленной как гендиректор ООО «Золото Хальмерью» (в учредительных документах указано, что женщина была прописана в Омске). В Росреестре по Тюменской области запросили данные о недвижимом имуществе, зарегистрированном на компанию.
Владельцем ООО «Золото Хальмерью», по данным ЕГРЮЛ, значится омское ООО «Союзнедра». Правда, и с его собственниками не всё так просто. Основным владельцем уставного капитала (52 процента) является компания «Эллайд Коммершиал Холдинг Лимитед», зарегистрированная в Гонконге. В феврале межрайонная ИФНС № 7 по Омской области подавала иск о банкротстве ООО «Союзнедра», но арбитраж возвратил заявление без рассмотрения.
В настоящее время разведанные месторождения драгоценных металлов ХМАО-Югры сконцентрированы в самом отдалённом и труднодоступном Берёзовском районе. Сюда невозможно добраться на автомобиле ни летом, ни в период межсезонья. Постоянное сообщение с большой землёй возможно вертолётным и речным транспортом, но и это касается только крупных посёлков. Зачастую технику сюда забрасывают временными зимниками.
Месторождение россыпного золота в долине реки Хальмерью находится в 100 километрах от села Саранпауль, общественники которого осенью 2020 года начали бить тревогу из-за загрязнения реки отходами золотодобычи. Берёзовский общественник Усик Маркосян рассказал «Октагон.Урал», что жители в принципе не знали, что вверх по течению ведётся золотодобыча, пока муть не приблизилась к населённому пункту.
– Работали вахтовики и гастарбайтеры. Со стороны Югры они не заходили, технику и людей завозили зимниками со стороны Коми. Чтобы понять, что там происходило на самом деле, нужно было лететь вертолётом. Когда я написал о загрязнении реки, для многих моих односельчан было открытием, что там ведутся какие-то работы. Была информация, что у компании были высокопоставленные кураторы из правительства ХМАО. Получается, в очередной раз поработали, деньги заработали и закрылись потихонечку.
По данным департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры, «Золото Хальмерью» с лета 2021 года перестало платить за аренду участков лесного фонда на территории Берёзовского района.
В общей сложности с декабря 2021-го по настоящее время чиновники подали 21 иск на 2,2 млн рублей. Часть требований о взыскании долгов уже удовлетворена.
Между тем подчинённые губернатора Натальи Комаровой заверяют, что во второй половине прошлого года компания ещё продолжала производственную деятельность:
– В сентябре 2021 года Берёзовским отделом Природнадзора Югры проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Золото Хальмерью». Были выявлены нарушения по захламлению участков лесного фонда. По результатам проверки компанию привлекли к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.31 (нарушение правил санитарной безопасности в лесах), ч. 1 ст. 8.32 (нарушение правил пожарной безопасности в лесах). Назначено наказание в виде штрафов, которые оплачены.
Как выяснилось, речь идёт о взыскании лишь 100 тыс. рублей. Кроме того, компании дали срок до 24 июня 2022 года на устранение выявленных нарушений. Однако даже за срыв этих сроков в ближайшее время юрлицо к ответственности привлечь не смогут, так как 10 марта было подписано постановление Правительства № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», которое автоматически продлевает срок исполнения предписаний на три месяца.
– По истечении указанного выше срока будет проведена внеплановая проверка по устранению нарушений обществом, – заверили в правительстве региона.
По словам общественника Усика Маркосяна, золотодобывающие предприятия на территории округа уже много лет работают по похожему сценарию как с точки зрения экологии, так и с точки зрения экономики:
– Все золотари у нас работают по тем технологиям, которые применяли в Советском Союзе. Экспертизы проходят, мероприятия утверждают, но по факту делают 10 процентов от заявленного. Экологические мероприятия не реализуют, налоги не платят, закрываются, убегают – и всё на этом.
«На нашем склоне (Восточный склон Приполярного Урала. – τ.), когда пролетаешь места золотодобычи, видишь лунные пейзажи. Компании оставляют после себя катастрофические последствия и многомиллионные долги по налогам перед государством».
Усик Маркосян
общественник
Например, с 2018 года тянется процедура банкротства над ПАО «Сосьвапромгеология» из Саранпауля. Компания через ООО «Дорожно-эксплуатационное предприятие» принадлежала югорскому бизнесмену Андрею Копайгоре, которому в настоящее время предъявлена серия обвинений с общим ущербом в 1 млрд рублей.
Одним из эпизодов деятельности Копайгоры оказалась пропажа с баланса золотодобывающего предприятия около 65 килограммов драгоценных металлов. По данным прокуратуры ХМАО-Югры, гендиректор «Сосьвапромгеологии» Андрей Андреев передал бизнесмену слитки серебра, золота и платины:
– В период 2013–2014 годов обвиняемый (Бизнесмен Копайгора. – τ.) под предлогом перечисления на расчётный счёт денежных средств, необходимых для погашения задолженности по заработной плате, получил от директора ПАО «Сосьвапромгеология» аффинированные драгоценные металлы на общую сумму 81 миллион рублей, которые на расчётный счёт не внесены.
В итоге за махинации с золотом, законная продажа которого невозможна без уведомления Госфонда драгоценных металлов, директор берёзовской золотодобывающей компании Андреев в 2021 году получил 4 года условно. Решение по уголовному делу Андрея Копайгоры пока не принято.