Из-за низкой стоимости пшеницы уральские аграрии планируют сократить посевы

Из-за низкой стоимости пшеницы уральские аграрии планируют сократить посевы

Экономика 04 апреля 2022 Игорь Лесовских

Из-за роста курса валют, разрыва логистических цепочек и наложения на Россию санкций уральским растениеводам приходится переходить на более выгодные с экономической точки зрения культуры. В регионах увеличивают посевы сахарной свёклы, расширяют поля для овощей и переориентируются на выращивание масличных культур. При этом аграрии фиксируют снижение интереса к выращиванию пшеницы мягких сортов, из которой производится хлеб. Несмотря на сложности, уверены фермеры, в текущем году регионы Урала смогут себя прокормить.

Уральские аграрии готовятся к началу посевной кампании. По словам профильных чиновников, пока проблем, которые могли бы привести к срыву сроков, не наблюдается. Более того, власти рапортуют об увеличении посевных площадей для повышения продовольственной безопасности регионов.

На днях министр сельского хозяйства Башкирии Ильшат Фазрахманов заявил о решении республиканских растениеводов увеличить посевы сахарной свёклы до 47 тыс. гектаров. Предполагается, что с этой площади в конце сезона удастся собрать 1,8 млн тонн свёклы. «Из неё получится произвести порядка 301 тысячи тонн сахарного песка. Это запас продукции на два с половиной года», – заявил глава минсельхоза на совещании в республиканском правительстве.

Ранее об увеличении площадей для выращивания овощей из так называемого борщевого набора (картофель, капуста, лук, свёкла, морковь) говорил глава Свердловской области Евгений Куйвашев.

На данный момент регион полностью обеспечивает себя картофелем, а другими овощами – на 40 процентов.

В Челябинской области, как ранее писал «Октагон.Урал», власти пошли ещё дальше. Губернатор Алексей Текслер предложил максимально вовлекать в оборот неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения. Сейчас правительство решает эту задачу и работает с владельцами пустующих участков.

Удобрений не хватает

Пока власти официально сообщают о росте продовольственной безопасности, сами аграрии говорят о проблемах перед предстоящей посевной. Возникшие у них вопросы в основном касаются удобрений, запчастей и топлива.

– У нас в Свердловской области, несмотря на отчётности на верхах, есть проблема с удобрениями. Наше хозяйство занимается выращиванием зерновых (овёс, ячмень и пшеница). Семенной материал есть, а вот удобрений нет. Мы много с кем общаемся, и я знаю, что удобрения не поступили в регионе даже тем, кто оплатил их в декабре. Такая же ситуация сейчас и у соседей – в Челябинской области. Насколько знаю, там удобрения были в январе, сейчас отгрузок нет, – рассказал изданию глава одного из фермерский хозяйств Свердловской области Андрей Подойников.

Как отмечают представители АПК, для растениеводов отсутствие удобрений может быть катастрофичным, так как они дают значительное повышение урожайности культур.

– Наши регионы – это зоны с рискованным земледелием, поэтому, чтобы быть рентабельным хозяйством, нужно получить максимальную урожайность. Без удобрений она будет на 60 процентов меньше по тому же ячменю или пшенице. А это крах рентабельности культуры, – поделился представитель отрасли из Курганской области.

Фермеры считают деньги

Как рассказывают опрошенные специалисты, добиваясь повышения рентабельности, российские фермеры часто использовали иностранный посевной материал – импортные гибриды. Они давали более высокую урожайность по сравнению с российскими, но был один минус – на следующий год вновь требовалась закупка семян (возможность использовать урожай для получения семенного материала касается только сортовых растений, но не гибридов).

– В условиях санкций наибольший риск как раз у хозяйств, которые работают с импортными семенными материалами. Такие предприятия есть, но их не так много. Сейчас практически все фермеры имеют и свои сортовые семена, которые более приспособлены к нашим условиям, чем импортные аналоги, – рассказывает челябинский фермер Дмитрий Ярош.

По его словам, чёткий бюджет и понимание будущего спроса – это основа работы фермера. А в текущих условиях предугадать будущие цены на продукцию невозможно.

– У нас аграрии находятся в состоянии неизвестности каждый год. Мы не понимаем, как государство отрегулирует цены на каждый вид продукции в конце сезона. Каждый год у нас не похож на предыдущий, и сказать, какая культура будет рентабельной, сложно, – поясняет собеседник.

«Получается такая игра в кошки мышки, и мы – мышки. Фермерам нужна стабильность, чтобы планировать свой бюджет, ведь мы делаем это, когда на продукцию одни цены, а когда получим урожай, цены могут быть уже ниже».

Дмитрий Ярош | фермер Дмитрий Ярош
фермер

При планировании бюджета, как отмечают аграрии, они зачастую ориентируются на мировую стоимость продукции и техники. При этом продавать урожай приходится по местным ценам.

– Показательна ситуация с пшеницей. Вот сейчас в Казахстане она [стоит] 30 тысяч за тонну, а у нас – 15 тысяч за тонну. При этом стоимость трактора что у нас, что в Казахстане одинакова, и получается, что фермер, запланировав один доход, не получает его и не имеет возможности на то же обновление техники, что и его зарубежный коллега, – пояснил «Октагон.Урал» один из уральских фермеров.

Пшеница оказалась под угрозой

Из-за низкой рентабельности в текущем году уральские аграрии будут сажать меньше пшеницы мягких сортов, которая уже несколько лет является низкорентабельной культурой.

– В Челябинской области в текущем году будут увеличиваться посадки масличных культур: подсолнечника, льна, расторопши. На них просто есть цена, а на пшеницу – нет. Она дешёвая, и фермеры боятся её сеять, ведь при одном и том же урожае лён даёт в два раза больше прибыли, чем мягкая пшеница. И тут встаёт вопрос, чем кормить людей будем, – говорит председатель Союза крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Челябинской области Анна Таскаева.

В текущем году аграрии планируют сажать меньше мягкой пшеницы.В текущем году аграрии планируют сажать меньше мягкой пшеницы.Фото: Александр Кондратюк/РИА Новости

Наличие этой проблемы подтверждают и сами фермеры.

– Мягкая пшеница уже не культура номер один. Она стала промежуточной в севообороте из-за своей экономической составляющей. В итоге паровые участки (Вспаханные поля, оставляемые на одно лето незасеянными. – τ.), которые дают гарантированно большой урожай, засеиваются всем, но не пшеницей, – поясняет Дмитрий Ярош.

Возродить интерес уральских аграриев к пшенице могли бы субсидии. Тогда, понимая, сколько будет стоить зерно в конце сезона, фермер мог бы точно планировать свой бюджет.

– Пока же ситуация с поддержкой у нас не идеальная. Если взять погектарные субсидии, в Европе они по 400 евро, у нас – 200 рублей. Помощь от государства, конечно, есть, но она незначительная. Вот, например, на днях мы обсуждали с Москвой проблемы. Говорим: «Нет удобрений в Омске» – отвечают: «Поищем». Говорим: «Не хватает семян подсолнечника» – отвечают: «Поищем». Но аграрии уже привыкли работать в сложных условиях, так что свои регионы мы точно в этом году прокормим, – заключают в уральском отделении Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России.