Участники уральского полиграфического рынка направят в Правительство РФ предложения о поддержке отрасли в сложившейся экономической ситуации. Они просят налоговых послаблений и финансовой помощи. В текущей обстановке цены для конечного потребителя могут вырасти минимум в два-три раза из-за повышения стоимости логистики и удорожания импортных составляющих производства – расходных материалов и оборудования. Кроме того, может наступить и временный дефицит бумаги.
Уральские предприятия полиграфической отрасли сформулировали обращение в Правительство России с предложениями мер поддержки. Бизнес призывает обнулить таможенные пошлины на ввоз импортных материалов и оборудования, установить пониженные страховые пошлины на уровне 15 процентов, снизить налог на добавленную стоимость (НДС), интегрированные стимулирующие надбавки (ИСН) и подоходный налог (НДФЛ), проработать механизм пересмотра госконтрактов на изготовление полиграфической продукции в связи с резким ростом цен на материалы.
Предприниматели добиваются получения адресной финансовой помощи профильным предприятиям и грантов на производство полиграфической техники, расходных материалов и сырья. Для развития сотрудничества с производителями полиграфических материалов и оборудования они предлагают срочно провести специализированную выставку или на льготных условиях включить отрасль в «Иннопром», например. Предложения обсудили на Уральском полиграфическом форуме. Документ направят президенту Российского книжного союза Сергею Степашину, который передаст его в Правительство.
Просьба о помощи вызвана непростой ситуацией на полиграфическом рынке.
Предприниматели говорят о перспективе двух- или трёхкратного повышения цен для конечных потребителей на фоне западных экономических санкций и новых рыночных реалий.
– Расходные материалы будут, оборудование будет, но это всё будет дорого. Можете увеличивать стоимость продукции для клиента минимум в два-три раза, – рассказал «Октагон.Урал» гендиректор компании «Форт Диалог-Исеть» Григорий Хлопин.
По его словам, причин для увеличения цен несколько: изменение логистических цепочек, смена политики поставщиков и рост себестоимости продукции, которая на фоне повышения цены энергоносителей может подняться в Европе на 20–30 процентов. Снижение курсов валют сейчас не влияет на рыночные цены, отметил Хлопин.
– Курс доллара упал, стоимость расходных материалов должна упасть? Она не упадёт. Когда началась неразбериха, доллар рос, в первые дни марта было непонятно, куда это всё приведёт. Поэтому почти все дистрибьюторы начали быстро закрывать свои валютные задолженности перед поставщиками. В первую декаду марта доллар купить было невозможно, а если и можно, то по 140–150 рублей. Если мы купили расходные материалы по курсу 150 рублей, то сейчас по курсу 80 рублей их вряд ли кто-то будет продавать, – пояснил директор «Форт Диалог-Исеть».
Без оборудования не останутся
Опасения участников рынка вызывает и то, что многие западные поставщики оборудования уже объявили о приостановке отгрузок в Россию. Гендиректор компании «Графические системы» Игорь Степанов заявил, что ни один вендор пока поставки не возобновил.
«Мир изменился. Не ждите чуда. Западные компании не будут работать на нынешнем рынке в том ключе, в котором работали. В Европе специалистам запрещают даже отвечать на звонки из России».
Игорь Степанов
генеральный директор компании «Графические системы»
Однако и в этом случае есть альтернатива, полагает Степанов: компании Xerox, Konica, Ricoh, Canon и другие производят на собственных мощностях не все запасные части к своим машинам. «Графические системы» нашли компании, которые выпускают материалы не только для себя, но и для других вендоров.
Кроме того, компания начала продавать бывшие в употреблении печатные машины, которые вернули в лизинговую компанию и продали с аукциона, а также наладила поставки бывшей в употреблении техники из Китая.
Китайские предприятия, чья продукция поставляется в Европу и продаётся там в качестве европейской, сами начали выходить на российских потребителей, отметил директор логистической компании Vicosta Владимир Валов:
– Если вчитываться в декларации на европейское оборудование, то видно, что сам товар поставлялся из Китая в Европу, а дальше вы приобрели его там как европейский.
«Китай – ребята, заточенные на развитие своей страны. После того как они поняли, что Европа для России стала по многим направлениям закрыта, начали выходить на клиентов и говорить: мы готовы вам поставить наш товар напрямую».
Владимир Валов
директор логистической компании Vicosta
В действительности с российского рынка ушли не все вендоры оборудования, рассказали предприниматели. За официальными объявлениями об уходе порой следовала лишь смена условий.
– Европейцы очень хотят работать с Россией, это очень ёмкий рынок. Они готовы обсуждать новые схемы поставки товаров. На этой неделе уже вышли первые грузы с немецкими резаками, они будут поставляться. Тот же Xerox сделал новую логистику, и в течение месяца или двух уже ожидаются поставки оборудования и расходных материалов. Duplo отправил дупликаторы, то есть где-то месяца через полтора-два будут печатные машины, – сообщил Хлопин.
Бумажный вопрос
На рынке бумаги может случиться дефицит, однако он будет временным, уверены поставщики. По словам директора уральского филиала компании «Европапир» Дмитрия Смирнова, европейская бумага сейчас для России недоступна, а поставку китайской осложняет логистика.
– Китайская бумага в основном идёт на российский рынок контейнерами через Европу. Контейнерами владеют в мире две или три компании, которые сейчас с Россией работать не хотят. Была ситуация: в Санкт-Петербург приплыл контейнеровоз, там были наши контейнеры, и, не разгрузившись, уплыл обратно в Европу. Но сейчас поставки начали просачиваться через Владивосток и даже, как ни странно, через Европу, – рассказал собеседник «Октагон.Урал».
Поставки из Китая занимают порядка четырёх месяцев, отметил Смирнов, при этом несколько месяцев производства Россия уже пропустила, не сделав заказов, поэтому дефицит может наступить.
На рынке бумаги может случиться дефицит, однако он будет временным, полагают поставщики.Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Закрыть его готовы местные производители. Гендиректор целлюлозно-бумажного комбината «Кама» Максим Писарев рассказал, что комбинат готов ограничить экспорт бумаги и картона в пользу внутреннего рынка. Также предприятие запаслось необходимыми для производства химикатами – именно из-за их отсутствия произошёл коллапс на российском рынке офисной бумаги.
– С химией у нас пока всё в порядке. В отличие от других игроков рынка мы не так сильно зависим от компаний, которые остановили отгрузку в Россию. Пока отгрузка нужных нам для производства химикатов из Европы продолжается. Параллельно мы нашли и продолжаем искать новые источники поставок. Это в первую очередь Китай, – пояснил он.
Писарев заверил, что производство легкомелованной и офсетной бумаги, мелованного картона продолжается. Мощность предприятия по бумаге – порядка 84–86 тыс. тонн в год, эта ёмкость распределяется между легкомелованной и офсетной бумагой, и если обычно первой производилось значительно меньше, то сейчас объёмы наращивают в связи с возросшим числом заявок. Мощность машин по производству картона – 220 тыс. тонн в год. Однако, по мнению Писарева, российский рынок неизбежно сократится.
«По легкомелованной бумаге, по нашей оценке, рынок сократится на 30–40 процентов. По офсету ситуация несколько лучше, большого падения [не будет], процентов на 20, не больше. По мелованному картону также 30 процентов сокращения можно ждать».
Максим Писарев
генеральный директор целлюлозно-бумажного комбината «Кама»
Однако, как обнадёжил Дмитрий Смирнов, и китайские, и европейские поставщики, прекратившие диалог с Россией на фоне геополитических событий, сейчас начинают его возобновлять.
– Если ещё неделю назад никто не готов был разговаривать, теперь начинают. Возможно, через неделю-две договоримся. Другое дело – какие будут цены. Они начали расти ещё до текущих событий и толком на нашем рынке не успели отразиться. Сейчас, если поставки возобновятся, весь этот ценник в полной мере на нас отразится, – добавил он.
Смена курса
Для обхода санкций и создания новых путей завоза товаров в РФ российские дистрибьюторы регистрируют компании в Казахстане, в Прибалтике и Белоруссии. Западный бизнес также ищет способы не обрывать поставки. Как пояснил директор Vicosta Владимир Валов, путей для этого существует несколько.
Первый – непрямые контракты через страны таможенного союза, когда контракт заключается между европейским поставщиком и компанией из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Товар приобретается и поставляется, например в Казахстан, растаможивается и дальше по прямому контракту отправляется в Россию.
– Второй вариант – литовская схема: товар доставляют на литовский склад, оформляют документы на поставку, допустим, в Грузию. Когда он заходит в Белоруссию, там переоформляют поставку на Россию, – пояснил Валов.
Третий вариант – доставка через страну, где есть свободная экономическая зона, например через Гонконг. Владимир Валов предполагает, что со временем эта схема может остаться единственно возможной, поскольку европейские страны постепенно будут пытаться ограничивать возможность непрямых контрактов. Но даже существующие сейчас обходные пути увеличивают стоимость продукции для конечных потребителей.