Уже около месяца сохраняется неопределённость вокруг европейских предприятий, принадлежащих Трубной металлургической компании (ТМК). После внесения 9 марта бывшего главного бенефициара ТМК Steel Holding Limited (материнская компания ТМК) Дмитрия Пумпянского в санкционный список Евросоюза банковские счета румынских заводов и сбытовых предприятий ТМК в других странах ЕС были заблокированы. Что это означает для европейского рынка, может ли ситуация повториться в отношении бизнесов других российских подсанкционных предпринимателей и чем может ответить Россия?
Одна десятая выручки
11 марта 2022 года ТМК объявила о результатах своей деятельности за 12 месяцев 2021 года (по международным стандартам финансовой отчётности). Согласно опубликованным данным, выручка группы в прошлом году выросла почти вдвое по сравнению с 2020-м – до 429 млрд рублей. На долю европейского дивизиона, в который входят два завода в Румынии (TMK-Artrom) и торговые компании в Италии (TMK Assets SRL) и Германии (TMK Europe GmbH), пришлось 20,9 млрд рублей. Всего в 2021 году от реализации своей продукции в Европе ТМК выручила 32,1 млрд рублей, в Америке – 8,7 млрд. Таким образом, на долю европейского и американского сбытовых рынков пришлось 9,5 процента совокупной выручки группы.
©octagon.media, 2022
Комментируя отчётность, генеральный директор ТМК Игорь Корытько подчёркивал, что выручка европейского дивизиона выросла в прошлом году на 47 процентов по сравнению с предыдущим годом «в основном за счёт более высоких цен реализации трубной продукции, а также увеличения объёмов реализации (плюс 11 процентов по сравнению с предыдущим годом) в связи с улучшением глобальной экономической ситуации и восстановлением спроса на трубы на рынках Европы и США».
По его словам, в течение года европейские производители труб наблюдали дальнейшее увеличение объёма заказов на фоне отложенного спроса. Видимо, на этом позитив закончился, и в этом году конъюнктура рынка снова изменится, но уже не в лучшую сторону для всех участников.
Удар по себе
Румынские заводы ТМК расположены в городах Решица и Слатина. На предприятиях работают в общей сложности около 2,5 тысячи человек. Для Румынии заводы важны не только с социальной, но и с экономической точки зрения.
– Металлургия в этой стране успешно деградировала за последние 30 лет, – говорит промышленный эксперт Леонид Хазанов. – Были времена, когда выплавка стали в Румынии достигала 15 миллионов тонн в год. С тех пор она снизилась ниже уровня 3 миллиона тонн, и предпосылок для серьёзного роста у неё нет.
Как отмечает собеседник, румынские заводы ТМК фактически оставались единственными успешно работающими металлургическими предприятиями в стране, причём они тесно взаимосвязаны между собой: завод в Решице поставляет в Слатину стальную заготовку для последующего изготовления из неё бесшовных труб, используемых в самых разных областях: начиная с энергетики и заканчивая производством сложного оборудования.
Румынский завод ТМК, расположенный в городе Решица.Фото: сайт TMK-EUROPE
– Учитывая, что их основной объём идёт в Европейский союз, любая остановка деятельности не только неизбежно приведёт к падению налоговых поступлений в хилый бюджет Румынии, но и создаст проблемы массе потребителей по всей Европе. Конечно, они смогут найти альтернативных поставщиков, однако это займёт время и может оказаться гораздо более затратным, чем снабжение с TMK-Artrom, – поясняет Хазанов.
Отдают себе в этом отчёт и румынские власти. 22 марта спикер палаты депутатов Румынии Марчел Чолаку потребовал, чтобы правительство срочно прояснило ситуацию с предприятием TMK-Artrom. «Международные санкции в отношении России абсолютно необходимы, – написал он в своём аккаунте в соцсети. – Но ни одна европейская страна не наказывает работников компаний, которые имеют филиалы во многих государствах, как, например, 2,5 тысячи румынских работников на TMK-Artrom в Слатине, где уже более двух недель не могут найти решение». Он добавил, что производство простаивает и все контракты, от которых зависят крупные компании в румынской промышленности, оказались «под большим знаком вопроса».
Шаг назад
Решение о блокировке счетов, в результате которой остановились производство и выплата зарплат, было озвучено Национальным агентством налоговой администрации (ANAF) Румынии. Как говорится в сообщении ведомства, руководствуясь положением Регламента Совета ЕС от 2014 года 269/2014, ANAF накладывает ограничения на компании, косвенно контролируемые физическим лицом, включённым в список санкций, предусмотренных на уровне Европейского союза.
Работники румынских предприятий, столкнувшиеся с невыплатой зарплаты, 24 марта вышли на забастовку, требуя исполнения обязательств перед ними. Профсоюзные лидеры заявляли, что счета не должны быть заморожены, так как Дмитрий Пумпянский вышел из бенефициаров и покинул совет директоров компании. Действительно, уже в отчётности ТМК от 11 марта фигурирует следующая фраза:
«Держателем контрольного пакета акций компании является TMK Steel Holding Limited. Конечный контроль над TMK Steel Holding Limited осуществлял Д. А. Пумпянский. На дату выпуска настоящей консолидированной финансовой отчётности он перестал быть стороной, осуществляющей конечный контроль над группой».
Вероятнее всего, под воздействием социального давления ANAF приняло решение сделать исключение. Частично средства на банковских счетах TMK-Artrom размораживаются «для осуществления платежей, необходимых для продолжения коммерческой деятельности общества, а именно – для соблюдения прав работников на получение заработной платы, выплат поставщикам и кредитным учреждениям».
Дальнейшие сценарии
Погашена ли уже задолженность по зарплате перед сотрудниками и что в настоящее время происходит на предприятиях, выяснить в румынском офисе ТМК не удалось. В пресс-службе группы ТМК «Октагон.Урал» ситуацию не прокомментировали, заявив, что переадресовали вопросы в Румынию, где предпочли «пока воздержаться» от ответов.
Юрист, партнёр ФБК Legal Александр Ермоленко полагает, что в настоящий момент в дело вступила неповоротливая бюрократическая машина и, возможно, потребуется время для полной разблокировки счетов.
– При подключении юристов и представлении ими доказательной базы возможна разблокировка счетов. Она может проводиться частично – например, для выплаты зарплат работников, что уже произошло, – заявил он изданию.
«Не исключено, что из-за бюрократических проволочек полная разблокировка после выхода Пумпянского из числа бенефициаров произойдёт не сразу. Однако во многом в текущих условиях руки исполнителей развязаны, и у них остаётся значительный простор для правоприменения в ту или иную сторону».
Александр Ермоленко
юрист, партнёр ФБК Legal
Так или иначе, пока деятельность предприятий остаётся замороженной. В последние годы в оба актива были вложены крупные инвестиционные ресурсы, часть которых продолжала осваиваться, и теперь они также заблокированы на счетах. Известно, что руководство ТМК рассчитывало увеличить мощности TMK-Artrom с 200 до 320 тыс. тонн труб в 2024 году. В подобных условиях дальнейшее развитие предприятий оказывается под вопросом.
– Теперь речь будет идти скорее об их выживании на грани рентабельности с перспективой остановки в любой момент. Не исключён и худший сценарий – национализация, – отметил в разговоре с «Октагон.Урал» источник в отрасли.
Обоюдоострая национализация
По мнению эксперта, правительство Румынии вряд ли само пожелает прибегнуть к национализации, поскольку в этом случае перед страной встанет проблема обеспечения полноценной работы заводов. Но власти Европейского союза могут потребовать от Бухареста пойти на подобный шаг в «интересах экономической независимости от России». Аналогичным образом они могут поступить и в отношении сбытовых структур ТМК в Германии и Италии.
– После того как вопрос о возможной национализации «дочек» «Газпрома» и «Роснефти» в Европейском союзе начал всерьёз обсуждаться (4 апреля «временным попечителем» Gazprom Germania стало Федеральное сетевое агентство ФРГ. – τ.), ничто не мешает начать изучать вопрос и о применении такой практики к металлургическим предприятиям российских компаний. Румынские активы ТМК прекрасно подходят для обкатки такого сценария, – считает собеседник издания.
Помимо этих активов, по его словам, под угрозой национализации могут оказаться активы группы НЛМК, расположенные в Италии, Дании, Бельгии и Франции, и ЕВРАЗа, находящиеся в Чехии и Швейцарии.
Следующим шагом может стать их передача европейским производителям, таким как Vallourec, ArcelorMittal, Salzgitter.
– Претендентов будет предостаточно, особенно если речь пойдёт о бесплатном трансферте или приватизации за небольшие деньги, – уверен источник.
Казалось бы, с юридической точки зрения такая перспектива выглядит почти фантастической. Однако даже юристы не уверены в том, что она в текущих условиях абсолютно нереализуема.
– Мы сейчас наблюдаем, как со всех сторон повсеместно нарушаются такие фундаментальные принципы, как свобода предпринимательства, право частной собственности, автономия юридического лица, невмешательство государства в деятельность хозяйствующих субъектов, – говорит Александр Ермоленко.
На риски национализации российских активов 5 апреля обратил внимание президент РФ Владимир Путин. Выступая на совещании по вопросам развития АПК, он заявил, что механизм национализации активов доступен не только европейским политикам. «Мы слышим уже заявления официальных лиц о возможной национализации наших некоторых активов. Так мы далеко зайдём. Пусть никто не забывает, что [это] обоюдоострое оружие», – сказал глава государства.