В Свердловской области появилось собственное производство офсетной бумаги

В Свердловской области появилось собственное производство офсетной бумаги

Экономика 12 апреля 2022 Анна Лапина

Свердловской области обещают покрыть потребность в офсетной бумаге: Туринский целлюлозно-бумажный завод (ЦБЗ) возобновил производство бумаги А4. Четыре года назад предприятие переквалифицировалось на упаковочную бумагу из-за нерентабельности белой. В текущей экономической ситуации продукция ЦБЗ попадает в рынок, особенно если учитывать, что новых поставщиков, очевидно, будут искать и государственные структуры – от МФЦ до Минпросвещения. Пока мощность производства – около 1 млн пачек в месяц. Чтобы его удвоить, заводу нужно 2 млрд рублей инвестиций, получить которые пока сложно.

Туринский ЦБЗ запустили в 1939 году для нужд оборонной промышленности – здесь производили пороховую целлюлозу. Позднее начали выпускать обои, бумагу – основу для санитарно-гигиенических видов изделий, древесноволокнистые плиты и писчую бумагу. Четыре года назад выпуск белой офисной бумаги предприятие прекратило: производство оказалось нерентабельным. Завод не смог конкурировать ценой с более крупными участниками рынка, и от офсета отказались в пользу бумаги для гофрирования.

Возникшая на российском рынке офисной бумаги нехватка импортных химикатов после введения санкций и волатильность на валютном рынке привели к росту цен. Бумага производства ЦБЗ, которая раньше стоила выше рынка, теперь вполне конкурентна, вместе с тем спрос значительно вырос: за месяц завод получил порядка 80 тыс. обращений. Предприятие решено было перепрофилировать.

Туринский ЦБЗ запустили в 1939 году для нужд оборонной промышленности – здесь производили пороховую целлюлозу.Туринский ЦБЗ запустили в 1939 году для нужд оборонной промышленности – здесь производили пороховую целлюлозу.Фото: Анна Майорова/Octagon.Media

– После начала спецоперации и прекращения поставок в промышленных объёмах перекиси водорода мы столкнулись с дефицитом белой бумаги. Некоторые предприятия были вынуждены выпускать бумагу пониженной светлости. Поскольку наше предприятие осталось на старой технологии производства, проблема с нехваткой импортных отбеливателей решена. Мы отбеливаем целлюлозу гипохлоритом и потом добеливаем отечественным отбеливателем, который закупаем в Тамбове, – рассказал гендиректор УК «Тура» – управляющей организации ЦБЗ Дмитрий Русаков.

Он отметил, что перепрофилирование стоило заводу порядка 10–15 млн рублей – всё оборудование было в наличии, предприятие только закупило необходимые химикаты и провело ремонт оборудования.

Теперь завод способен ежемесячно выпускать около 1 млн пачек бумаги А4 по 500 листов весом 80 граммов в каждой. Стоит одна пачка около 600–700 рублей.

Этот объём, по словам Русакова, составляет порядка 7 процентов российского производства офсета и способен полностью закрыть потребности Свердловской области.

Тем не менее в первую очередь закрывать будут потребности крупных предприятий – только «Свердловэнерго» нужно ежемесячно 7 тыс. пачек – и образовательных учреждений. На днях появились слухи чуть ли не об отмене ЕГЭ из-за дефицита бумаги, в ответ Минпросвещения заявило, что незначительная нехватка бумаги есть лишь в нескольких регионах и вопрос уже решается.

– Близятся выпускные итоговые работы, необходимо обеспечить школы бумагой. Потому что для Министерства образования есть требование: бумага должна быть не менее 80 процентов белизны. Мы выпускаем бумагу порядка 105 процентов белизны, – пояснил Русаков.

Дистрибуция через сети также планируется: у завода подписаны контракты с «Комусом» и «Офисмагом».

Расширение

В перспективе предприятие намерено вдвое увеличить производственные мощности. По словам председателя совета директоров ЦБЗ Романа Пономарёва, эти планы возникли уже давно и завод даже успел подписать ряд контрактов с поставщиками, но после того как цены удвоились, работа была приостановлена.

Сейчас необходимый для расширения производства объём кредитных средств на предприятии оценивается в 2 млрд рублей, получить их сейчас сложно.

– [Чтобы нарастить объём], нужно полностью модернизировать новый цех. Необходимы дополнительные инвестиции и дешёвые кредиты. Кредиты, которые сейчас есть, – под 24 процента годовых. Это не реально ни для какого производства. Это технически невозможно. Необходимы субсидии, внимание со стороны государства, – рассуждает Роман Пономарёв.

По его словам, при разумном проценте – от четырёх до восьми – срок окупаемости проекта составит около 8 лет. Но при 24 процентах годовых окупаемости не будет вовсе.

Фотогалерея
0

На Туринском целлюлозно-бумажный заводе трудится более 1500 человек.

Фото: Анна Майорова/Octagon.Media

.

Фото: Анна Майорова/Octagon.Media

.

Фото: Анна Майорова/Octagon.Media

.

Фото: Анна Майорова/Octagon.Media

.

Фото: Анна Майорова/Octagon.Media

.

Фото: Анна Майорова/Octagon.Media

.

Фото: Анна Майорова/Octagon.Media

.

Фото: Анна Майорова/Octagon.Media

.

Фото: Анна Майорова/Octagon.Media

.

Фото: Анна Майорова/Octagon.Media

.

Фото: Анна Майорова/Octagon.Media

.

Фото: Анна Майорова/Octagon.Media

.

Выходом руководство ЦБЗ видит льготные кредиты по федеральным программам – прежде всего Фонда развития промышленности. Письма с просьбой помочь добиться финансирования завод направил в правительство Свердловской области. Там «Октагон.Урал» заверили, что готовы помочь.

– Есть несколько федеральных программ, под которые промышленность получает деньги. Мы пытаемся в них попасть. Пока третий год, к сожалению, безуспешно: у предприятия была очень высокая кредиторская задолженность, убытки составляли порядка полумиллиарда рублей. Но сейчас предприятие уже стабильно показывает прибыль и сократило накопленный долг более чем в два раза, – пояснил Дмитрий Русаков.

Ранее завод уже вложил десятки миллионов долларов в новую линию производства товарной целлюлозы. Оборудование уже растаможено, запуск планируется через четыре месяца. Продавать целлюлозу планируется на предприятия России, Китая, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана. Проектная мощность – 3 тыс. тонн в месяц.

– Любое предприятие, которое имеет бумагоделательную машину, сможет у нас купить товарную целлюлозу, бросить её в гидроразбиватель, не имея своей варки и своей отбелки, и сделать такую же бумагу, – пояснил Пономарёв.