Уральский капитал убегает из Европы

Уральский капитал убегает из Европы

Экономика 10 июня 2022 Игорь Лесовских

Состоятельные уральцы пытаются вывести свои активы из-под юрисдикции европейских стран. С марта спрос на такие юридические услуги начал расти. Кроме вывода накоплений со счетов европейский банков, клиентов интересуют и вопросы, связанные с релокацией бизнеса в более дружественные россиянам государства. Как констатируют эксперты, из-за резкого разрыва связей между странами на юридическом уровне успешных кейсов вывода активов становится всё меньше.

Санкции, накладываемые Евросоюзом на Россию в ответ на военную операцию на Украине, повысили спрос на услуги юристов по релокации активов из западных стран в сторонние юрисдикции. Интерес к подобным услугам проявляют и на Урале, где есть бизнесмены, имеющие зарубежные банковские счета или европейские бизнес-структуры.

Банки Европы дают красный свет

– Все считали, что, например, Швейцария – это спокойная гавань, и хранили там свои сбережения или активы, но сейчас швейцарцы в массовом порядке выписывают стоп-листы, банки пишут российским клиентам, что мы, мол, отказываем вам в обслуживании, хотя человек даже не под санкциями. Санкции предусматривают только запрет на открытие новых счетов, и обслуживание старых счетов, по идее, должно проходить по-прежнему, но банкиры в Швейцарии трактуют санкции шире. Я как раз занимаюсь несколькими подобными кейсами, – рассказывает адвокат, доцент Уральского государственного юридического университета Евгений Витман.

Свободно управлять своими активами в европейских банках могут только получившие вид на жительство в Европе россияне.Свободно управлять своими активами в европейских банках могут только получившие вид на жительство в Европе россияне.Фото: Zuma/TASS

Как отмечают опрошенные «Октагон.Урал» юристы, в выигрыше остались те уральцы, которые до конца февраля получили в странах Европы вид на жительство. На таких бизнесменов распространяются практически те же правила, что и на граждан Евросоюза – они пользуются банковской сферой, могут управлять активами. Обычным россиянам это уже недоступно. Более того, некоторые состоятельные граждане, даже те, кто не относится к подсанкционным лицам, попадают в ситуации, когда замораживают их счета или накладывают ограничения на доступ к средствам.

– Хорошо, что пока дают переводить деньги со счетов в другие страны. Но не всегда это удаётся, бывают более сложные ситуации, когда помимо активов есть пассив. Условно, клиента в банке прокредитовали под залог каких-нибудь акций и у него лежат акции, которые ему по требованию банка нужно забрать, так как счета перестают обслуживать. Но банк выдать ему акции не может, поскольку бумаги являются залогом для кредита. Приходится искать деньги, гасить кредит и только потом забирать акции, – пояснил Евгений Витман.

Токсичный бенефициар

Проблемы сегодня испытывают и уральские бизнесмены, управляющие иностранными компаниями. Раньше выбор на европейские юрисдикции падал из-за английского права, которое помогало работать на международном рынке, но в условиях санкций это сыграло против россиян.

Как поясняют специалисты в сфере юриспруденции, многие российские и, в частности, уральские предприниматели строили свой бизнес так, что головные компании находились где-то в Европе, где обязательно раскрывались сведения о конечных бенефициарах.

Теперь же бенефициаров из России повсюду просят на выход. В итоге денежный поток стопорится и владелец бизнеса не может переводить средства – не в состоянии, условно говоря, платить зарплаты людям на своих зарубежных производствах.

Широкую известность в юридических кругах получила ситуация вокруг руководства компании «КДВ Групп» (выпускает продукты питания под брендом «Яшкино»). Как сообщили эксперты, предприниматели давно живут в Австралии, но из-за санкций они потеряли возможность получать прибыль за счёт своих производственных активов.

Помимо прочего, российские бизнесмены сталкиваются с трудностями при продаже зарубежных активов.

– Сейчас один из крупных бизнесов на Урале пытается выйти из своего европейского производственного актива. Он нашёл покупателя, но получить деньги за актив не может: в Россию переводы не идут, а в европейских банках средства могут просто зависнуть. Законным способом решить проблему сложно, – поясняет один из собеседников издания в юридических кругах Урала.

В результате активную работу начинают компании и юристы, практикующие реализацию не совсем легальных схем.

– Обилие предложений зашкаливает. Это и фиктивные сделки, и использование тех же криптовалют для переброски активов. Но ввязываться в это юристы из крупных компаний не советуют – вся эта деятельность находится вне правового поля. Но даже если не кинут западные посредники, всегда можно получить мину от российской стороны – никто не отменял Росфинмониторинг, – заключил эксперт.

Юристы теряют связь с западными коллегами

Как утверждает адвокат коллегии «Белых и партнёры» Дмитрий Земеров, работать по делам, связанным с европейскими активами российских граждан, крайне сложно:

– Вести подобные процессы, как правило, нужно с участием европейских юристов. Я сам даю заключения по иностранному праву российским и уральским компаниям, но представлять их интересы в европейских странах мы не можем.

«В большинстве стран действует так называемая адвокатская монополия, которая подразумевает, что работать там с официальными органами могут только местные юристы, которые не идут на создание тандемов».

Дмитрий Земеров | адвокат коллегии «Белых и партнёры» Дмитрий Земеров
адвокат коллегии «Белых и партнёры»

По словам юриста, он работал с одним клиентом, который не был под санкциями, но в отношении него был наложен запрет на распоряжение банковскими счетами в Европе.

– Мы пытались выйти на местных юристов, но там коллеги воздержались и не стали нам помогать, – говорит он. – Российским же юристам сложно помочь на местах, поэтому нам приходится придумывать различные законные методы помощи. Например, помогать с оформлением документов, которые позволили бы доказать необходимость финансовой поддержки для родственников клиента. Это, конечно, не поможет полностью разблокировать счета, но будут хотя бы какие-то подвижки. Если же у человека там много активов, то надеяться на их быстрый вывод наивно. Даже если есть у него уважительные причины, полностью счёт он может и не закрыть.

Наличие проблем с разрывом юридических связей подтверждают и специалисты крупных международных компаний. В частности, в четверг на Европейско-Азиатском правовом конгрессе в Екатеринбурге на это обратил внимание партнёр международной юридической фирмы Dentons Роман Зайцев (компания уже заявила о своём уходе из России).

Помимо прочего, ранее используемые способы доставки корреспонденции из Европы теперь недоступны.Помимо прочего, ранее используемые способы доставки корреспонденции из Европы теперь недоступны.Фото: Fernando Gutierrez-Juarez/DPA/TASS

«Нам было необходимо найти консультантов в Швейцарии, которые бы банально оценили ситуацию и инициировали арбитражный процесс. Мы отобрали девять крупнейших юрфирм и отправили им запросы. Получили девять отказов, и не из-за конфликта интересов, а из-за нежелания компаний работать с российскими клиентами. Найти партнёров удалось лишь среди компаний другого уровня – там из семи-восьми фирм одни согласились представлять нашего клиента», – рассказал Роман Зайцев.

По утверждению юристов, помимо проблем с партнёрами, оказались разрушены и привычные способы связи – та же почта.

– Сломались процессы доставки корреспонденции. Раньше можно было отдать документы курьеру DHL в Лондоне – и через день они были в Москве. Теперь во многих случаях пересылка документов просто не осуществляется. Юристам приходится придумывать различные логистические схемы, чтобы, допустим, через Баку направить в Европу доверенности, – поделился один из участников конгресса.

Российские бизнесмены идут на Восток

Как говорят участники уральского юридического рынка, клиенты часто пытаются вывести средства из европейской юрисдикции в нейтральные страны. Особой популярностью пользуется город Рас-эль-Хайма (Объединённые Арабские Эмираты), где была создана свободная экономическая зона.

– Там создают компании, трастоподобные образования и туда уводят активы, ведь это офшор, который также не раскрывает конечных бенефициаров. Но с арабами надо уметь работать и понимать, что много где придётся иметь дело с арабским, а не английским правом. Кроме того, нужно понимать и то, что уровень прайвет банкинга там для таких людей будет несоизмеримо ниже, чем в той же Швейцарии, – пояснил компетентный собеседник издания.

Рас-эль-Хайма в ОАЭ пользуется особой популярностью у уральских бизнесменов при выводе средств из европейской юрисдикции.Рас-эль-Хайма в ОАЭ пользуется особой популярностью у уральских бизнесменов при выводе средств из европейской юрисдикции.Фото: Steven McCombe/CC BY-SA 4.0

Непонимание того, как ведётся бизнес в арабских странах, иногда может приводить к негативным последствиям. По рассказам уральских юристов, подобная история несколько лет назад произошла с бизнесменом Виталием Кочетковым, который решил реализовать девелоперский проект в Эмиратах.

– Он вложился в покупку участка, готовил проекты. Но в итоге ему просто запретили реализовать проект, так как там находится мечеть, – сообщил знакомый с ситуацией представитель рынка юридических услуг.

Собеседники «Октагон.Урал» отмечают: из-за постоянного ужесточения санкций со стороны Евросоюза выводить деньги из Европы бизнесменам становится всё сложнее. Поэтому многим состоятельным россиянам следует подготовиться к тому, что их европейские активы могут быть заморожены, а значит, вывести их будет нелегко.