В Челябинске промышленные прачечные теряют заказы. Причина – отмена обязательности медицинских лицензий, в результате чего стирать бельё, поступающее из больниц, гостиниц и других учреждений, могут чуть ли не оформившие ИП домохозяйки. Непрофессиональные участники рынка уже пытаются участвовать в закупках, демпингуя и заставляя крупных игроков работать себе в убыток.
В 2018 году УФАС по Челябинской области, ссылаясь на определение Верховного суда РФ, стало требовать от компаний, оказывающих услуги по дезинфекции, наличия медицинской лицензии. В перечень таких учреждений вошли прачечные, в отношении которых предъявляли жёсткие требования к стирке белья. Предпринимателей даже обязали ввести ставку главврача.
В сентябре текущего года в постановление Правительства РФ внесли изменения, которые исключили дезинфекцию из медицинских видов деятельности. Иметь медлицензию прачечным стало необязательно. Вскоре после этого челябинские прачечные, ранее получившие разрешительный документ, столкнулись с финансовыми проблемами. По словам руководителей учреждений, конкуренты без лицензий всё чаще становятся победителями аукционов государственных организаций за счёт снижения цен.
«По условиям лицензии прачечная должна быть оборудована дезинфекционной камерой, барьерными стиральными машинами. После отмены лицензирования в аукционах может участвовать любая прачечная».
Маргарита Витергольд
руководитель челябинской прачечной «Респект»
– На рынке появились организации, которые работают менее года, они демпингуют. Мы стараемся сохранить свои заказы и деньги, даже если это заведомо убыточно. Заказы приходится забирать по любой цене, – сообщила «Октагон.Урал» руководитель челябинской прачечной «Респект» Маргарита Витергольд.
По её словам, в Челябинской области только шесть прачечных, которые соответствуют требованиям к работе с медучреждениями.
– Имея соответствующее оборудование, персонал и укомплектованное по всем требованиям и нормам предприятие, мы физически не можем конкурировать с прачечной, имеющей в полуподвальном помещении две бытовых стиральных машины. Соответственно, госзаказ с медучреждением уходит к бытовой прачечной, – отметила собеседница.
Предпринимателя поддерживает руководство других челябинских прачечных.
– Когда ввели лицензии, мы начали нормально работать. У меня штат работников, стиральные машины барьерного типа стоимостью 4 миллиона рублей каждая, где подача и выгрузка белья изолированы друг от друга… Мы много сделали, чтобы обеспечить безопасность, а сейчас бытовые прачечные, которые могут себе позволить за три копейки стирать, заходят на этот рынок, – отмечает руководитель компании «Индустрия Чистоты» Владимир Шкитин.
Прачечным нужен жёсткий контроль
Как правило, лицензии в первую очередь получали промышленные прачечные, укомплектованные машинами барьерного типа. Именно такие предприятия по закону имеют право участвовать в госзакупках – это тот рынок, на который кустарные прачечные попасть не могут. Однако жёсткого контроля за закупками услуг нет, потому и здесь профессионалов лишают прибыли конкуренты с бытовыми машинами.
Интересно, что гнев владельцев челябинских прачечных направлен в основном на игроков из других городов региона. Те, в свою очередь, говорят о попытке захвата рынка со стороны «столичных» предприятий. Например, компания «Территория комфорта» из Троицка (Челябинская область) получает заказы от администраций Челябинска, Озёрска, Южноуральска, Магнитогорска, ЮУрГУ. Услугами прачечной пользуются медсанчасть регионального МВД, УФМС и ПО «Маяк». Однако представители конкурирующих организаций обвиняют её в нечистой игре.
Согласно постановлению Правительства, стирать бельё, поступающее от больниц, можно при помощи простых домашних машин и без специальных документов.Фото: Артём Краснов/«Коммерсантъ»
– Во-первых, у нас есть лицензия и необходимое оборудование, – отметил в беседе с «Октагон.Урал» руководитель компании Алексей Серебряков. – Во-вторых, я воюю с ними с 2014 года. Они приходят в Троицк и забирают мою больницу. Я предложил им не лезть сюда, взамен я не лезу в Челябинск. Мне достаточно стирать 50 тонн белья в месяц, пусть челябинские прачечные стирают свои 100 тонн. То есть я только прошу оставить мои мелкие близлежащие объекты в пределах 80 километров. Вопрос в том, что я забираю то, что они хотят отнять у меня. Нужно просто договориться и не мешать друг другу.
По мнению предпринимателей и экспертов, надзорным органам необходимо ужесточить требования к организациям, принимающим участие в государственных торгах.
Например, можно заменить медлицензии на санитарно-эпидемиологическое заключение, которое будет выдавать Роспотребнадзор, открывая доступ на рынок компаниям, прошедшим специальную проверку.
– Есть санитарные нормы, которые должны исполняться, и такие организации, как прачечные, обслуживающие медучреждения, подлежат контролю в соответствии с этими нормами. Ранее Роспотребнадзор вёл учёт учреждений, которые при соблюдении всех требований имели допуск до оказания таких услуг. На мой взгляд, это может быть одним из решений вопроса, – считает председатель комиссии Общественной палаты Челябинской области по экономике, предпринимательству и вопросам нормативно-правового регулирования Алексей Ларин.
Другой вариант – членство в профессиональных некоммерческих организациях участников рынка, которые будут обеспечивать соблюдение соответствующих стандартов профессиональной деятельности.
Общественная палата Челябинской области приняла решение собраться в начале 2022 года за круглым столом и выработать рекомендации, которые устроят всех участников.