Нынешнее лето на Урале оказалось богатым на резонансные уголовные дела и судебные процессы. Зачастую фигурантами дел выступают высокопоставленные чиновники. Особенно отличились Челябинская и Свердловская области. «Октагон.Урал» попытался разобраться в скрытых мотивах силовых структур в период предвыборного «режима тишины».
Волна громких задержаний и судебных разбирательств захлестнула уральские регионы в последние месяцы. Под прицелом силовиков оказались чиновники самого разного калибра. Обвинения традиционные – от превышения полномочий до взяточничества.
Старые новые дела
В июне был задержан первый заместитель министра строительства и инфраструктуры Челябинской области Иван Белавкин. Центральный районный суд Челябинска заключил его под стражу по обвинению в получении взятки в особо крупном размере. По версии следствия, обвиняемый в общем покровительстве получил взятку в размере 1,2 млн рублей от организации, которая занималась капитальной реконструкцией центральной котельной в посёлке Бердяуш Саткинского района. За эти работы фирме заплатили 39 млн рублей.
В июле по подозрению в получении взяток на 26 млн рублей задержали управляющего отделением Пенсионного фонда России в Челябинской области Виктора Чернобровина. Следствие считает, что чиновник получил деньги от представителя частной охранной организации за обеспечение заключения договоров на охрану территориальных подразделений фонда.
Виктора Чернобровина задержали по подозрению в получении взятки.Фото: сайт Законодательного собрания Челябинской области
Кроме того, силовики проявили интерес к заместителю министра экологии Челябинской области Виталию Безрукову – его задержали по подозрению в превышении должностных полномочий. Местные СМИ сообщали, что Безруков предупредил о предстоящей проверке (прошла 5 августа 2020 года) на Челябинском электрометаллургическом комбинате в период неблагоприятных метеорологических условий и распространил недостоверные сведения о её итогах. Впрочем, после допроса Безрукова отпустили домой, не предъявив никаких обвинений.
В июне сразу по нескольким эпизодам обвинение предъявили бывшему главе министерства госимущества Свердловской области (МУГИСО), советнику губернатора региона Алексею Пьянкову, сообщал «Октагон.Урал». К пяти эпизодам получения Пьянковым взяток в особо крупном размере добавились ещё 10 преступлений, связанных со злоупотреблением служебными полномочиями и растратами государственного имущества в особо крупном размере.
Золото МУГИСО
Пока силовики расследовали «дело МУГИСО», представители окружения бывшего главы свердловского министерства госимущества Алексея Пьянкова осваивали новые виды бизнеса. Связанные с ними фирмы получили лицензии на изучение уральских недр. Бенефициаром будущей добычи драгметаллов может стать выходец из Пойковского (ХМАО), владеющий фирмой по поставке компьютеров.
Перейти к материалуУголовное дело против руководства МУГИСО было возбуждено в 2016 году. По версии следствия, Пьянков и его подчинённые получили 31,5 млн рублей за выкуп по завышенной стоимости особняка вблизи «Екатеринбург Арены». Пополнился и список фигурантов дела. При этом позиция областного руководства осталась неизменной: Пьянков не потерял поддержку губернатора Евгения Куйвашева. Следователи со своей стороны публично не сообщали о новых претензиях к советнику губернатора.
Зато они довели до конца дело бывшего гендиректора «Титановой долины» Артемия Кызласова и экс-замминистра экономики Свердловской области Михаила Шилиманова.
В июле суд вынес приговор: оба признаны виновными во взяточничестве и приговорены к реальным срокам лишения свободы: Кызласов – к 10 годам колонии строгого режима и штрафу в 13 млн рублей, а Шилиманов – к 9 годам лишения свободы в колонии и 13 млн рублей штрафа.
Стоит добавить, что в Кургане продолжают рассматривать дело бывшего курганского первого вице-губернатора Сергея Пугина. Ему предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, повлёкшее тяжкие последствия). По данным следствия, в 2018–2019 годах Пугин в сговоре с бизнесменом Вячеславом Розниным организовал изготовление, подписание и оплату фиктивных актов выполненных работ в пользу ООО «Мультипласт».
Силовики погружаются в политику
Активность работников силовых структур совпала с началом активной фазы электорального цикла: осенью во всех регионах пройдёт федеральная кампания по выборам депутатов в Госдуму, где-то состоятся выборы в региональные парламенты. Кампании сопряжены с пертурбациями в составах региональных правительств – некоторые чиновники планируют поменять портфель на мандат.
Несмотря на это, следственные органы не стали откладывать задержания и оперативные действия на послевыборный период, хотя некоторые дела не закончились предъявлением обвинений.
– В деле того же Безрукова очень смутные и непонятные формулировки. Сейчас возникает закономерный вопрос: а зачем? Нельзя было подождать октября и разбираться с этим делом? – сообщил «Октагон.Урал» источник в политических кругах.
По мнению собеседника издания, уголовные дела в отношении Безрукова и Белавкина – это скорее признак того, что применение силовых инструментов нечётко управляется из единого центра.
– Понятно, что в свете предстоящих выборов «гасить» чиновников – так себе история. Получаются сильно разнонаправленные сигналы. Мы пытаемся сплотить команду, и тут же другой рукой начинаются очень странные вещи, – отметил он.
Наблюдатели считают, что таким образом силовики «приобретают субъектность» и усиливают своё политическое влияние перед выборами.
– Во-первых, это принуждение к переговорному процессу [фигурантов дел и региональных властей], – заявил «Октагон.Урал» на условиях анонимности один из политологов. – А во-вторых, на фоне федеральных выборов, где у силовиков есть свои, скажем так, акции внутри провластной фракции, они заявляют о себе как об активных участниках политического процесса.
Как полагает эксперт, далее силовики будут регулировать политический процесс, меняя баланс сил своими методами внутри провластной фракции:
«Но речь не только о “Единой России”, очень много силовиков как кандидаты вошли в партию эсеров, особенно ЛДПР. Безусловно, они [силовые структуры] становятся не только экономической силой, которой были всегда, но и политической».
Что касается Свердловской области, то стремление сотрудников силовых ведомств набрать политический вес вполне объяснимо, считает политолог Алексей Ширинкин.
– Слишком большая мозаичность элит, кроме того, сейчас этот вопрос актуален перед выборами в заксобрание, есть чем торговаться, – уверен он.
В Челябинской области ситуация иная: играть мускулами в регионе не перед кем.
– Выборы уже не та тема, поезд ушёл, кандидаты все сели в вагон и поехали, на них никто не наезжает. Одно дело [Борис] Дубровский и [Михаил] Юревич (Экс-губернаторы Челябинской области. – τ.) – местные игроки, с которыми был смысл мериться мускулами. [Алексей] Текслер (Действующий губернатор Челябинской области. – τ. ), по сути, член федеральной элиты. Этот человек встроен в вертикаль власти, в когорту федеральных политиков. Можно вспомнить его роль спикера на самых высоких площадках, включая госсовет. Что тут кому доказывать? – заключил Ширинкин.