В конце прошлой недели стоимость газа в Европе подскочила до 543 долларов за тысячу кубометров, что связали с пожаром на заводе «Газпрома» в Новом Уренгое, после которого поставки по газопроводу «Ямал – Европа» снизились более чем в два раза. Опрошенные «Октагон.Урал» эксперты пояснили, что цены на газ непрерывно повышаются с начала года и авария на них повлиять не могла. Однако реальным последствием ЧП для российского рынка стал рост стоимости сжиженных углеводородных газов (СУГ).
Пожар на заводе «Газпром переработки» по подготовке конденсата к транспорту произошёл в ночь на 5 августа. Огонь повредил конструктивные элементы здания на площади 2 тыс. квадратных метров и находящееся внутри оборудование. Работы на предприятии прекратили, поставку нефтегазоконденсатной смеси на сургутский завод перекрыли. Росприроднадзор начал административное расследование аварии на предприятии «Газпрома». Прокуратура Ямала и природоохранная прокуратура организовали проверку.
Огонь не задел экспорт
На следующий же день цена газа в Европе подскочила до 543 долларов за тысячу кубометров с открытием биржевых торгов в пятницу, хотя днём ранее торги закрылись на уровне 525 долларов за тысячу кубометров. Поставки по газопроводу «Ямал – Европа» снизились с 2,1 млн до 1 млн кубометров в час. Однако авария на заводе «Газпрома» по подготовке конденсата в Новом Уренгое, с которой ряд СМИ связал динамику, вряд ли сказалась на ценах, и без того растущих с начала года, отметили профильные эксперты.
– По данным Bloomberg, сейчас спотовые цены на газ на хабе TTF находятся на отметке 538 долларов за тысячу кубометров – примерно на 3 процента ниже пика предыдущий недели. При этом ещё 29 июля цены доходили до 522 долларов за тысячу кубометров, – пояснил аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. – Иначе говоря, авария и снижение транзита через Польшу имеют достаточно ограниченное влияние на цены на газ – они и так находятся у рекордных уровней.
Авария на заводе «Газпрома» вряд ли сказалась на ценах – они растут с начала года.Фото: ГУ МЧС по Ямало-Ненецкому автономному округу
Российские трубопроводные поставки отражаются на немецком рынке, а там ничего ужасного не происходит, рассказал «Октагон.Урал» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. На голландском же газовом хабе TTF влияние оказывают скорее азиатские цены, которые сейчас составляют около 600 долларов за тысячу кубометров.
– На голландских рынках мы видим в основном влияние объёмов поставки сжиженного природного газа (СПГ). В Азии цены ещё выше, чем в Европе, поэтому СПГ весь ушёл туда. И сокращение объёмов прокачки и закачки в подземные хранилища (ПХГ) происходит потому, что сейчас пик цен, и компании ждут их спада, – объяснил эксперт.
По словам Юшкова, снижение прокачки по газопроводу «Ямал – Европа» также связано со снижением объёмов закачки в ПХГ: компании боятся закупать газ сейчас, чтобы не потерять потом от снижения цен. Более того, отмечает собеседник, многие в течение лета выбирали газ из подземных хранилищ: если он был закуплен в прошлом году менее чем за 100 долларов за тысячу кубометров, его продажа сейчас по 500 долларов приносила компаниям сверхприбыль.
Одной из причин повышения цен на газ в самой Европе стал также рост потребления электроэнергии: ряд электростанций в качестве сырья использует именно природный газ, отметил промышленный эксперт Леонид Хазанов.
– Сейчас лето, кондиционеры загружены на полную катушку, особенно в южных странах. Поэтому в ближайшие несколько недель я допускаю, что цены будут находиться на достаточно высоком уровне. Их сильного падения я бы пока не стал ожидать, они могут снизиться до конца августа до 520–500 долларов за тысячу кубов, – рассуждает он.
По прогнозам «Финама», цены скорректируются по мере восстановления транзита через Польшу и конкретизации сроков запуска «Северного потока – 2» и будут зависеть от уровня потребления в отопительный сезон. Долгосрочной равновесной ценой Сергей Кауфман назвал диапазон 200–250 долларов за тысячу кубометров.
Российские реалии
Завод входит в Новоуренгойский газохимический комплекс, который обеспечивает приём и переработку нестабильного газового конденсата крупнейших месторождений Надым-Пур-Тазовского региона. Оттуда конденсат отправляют на Сургутский завод стабилизации.
Для российского рынка ЧП на предприятии чревато ростом цен на сжиженные углеводородные газы: на фоне аварии они уже повысились за несколько дней на 11,7 процента, заметил Сергей Кауфман.
Есть вероятность, что «Газпром» сократит экспорт газового конденсата.Фото: Павел Львов/РИА Новости
– Основной негативный эффект «Газпром» испытает из-за вероятного снижения производства жидких углеводородов (ЖУВ) на 3–5 процентов по итогам года. Эффект на EBITDA, скорее всего, будет ограниченным – около 2 процентов, – рассуждает он.
Как полагают в «Финаме», выпадающий объём добычи газа – около 8 млрд кубометров – в масштабах «Газпрома» крайне мал, и компания сможет без проблем заместить его для экспорта. Однако, по данным компании «Ренессанс Капитал», добыча «Газпромом» газового конденсата снизится в 2021 году на 5 млн тонн, или на 29 процентов от ожидаемого объёма.
«Сейчас речь идёт о том, что будет определённый дефицит в отдельных регионах на жидкое топливо, на бытовой газ пропан, бутан. В этом сегменте могут быть проблемы на внутреннем рынке. Может быть, «Газпром» чуть сократит экспорт газового конденсата».
Игорь Юшков
ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности
Эксперт добавил, что Надым-Пур-Тазовский не единственный район газодобычи, сейчас основные объёмы добываются на Бованенковском месторождении. Кроме того, по словам Леонида Хазанова, уренгойский завод – лишь одно из предприятий «Газпрома». Оно играет важную роль в структуре его производства и поставок, но не ключевую.
В минувшую субботу возобновили подачу сырья на предприятие. 9 августа в пресс-службе «Газпром переработки» сообщили, что Сургутский завод по стабилизации конденсата возобновил работу производственных мощностей. С воскресенья предприятие принимает и перерабатывает нефтегазоконденсатную смесь с уренгойского завода по подготовке конденсата к транспорту.
Роста цен на газ и производные для конечного потребителя эксперты не ожидают.
Игорь Юшков не исключает, что «латать дыры» придётся отдельным компаниям, которым понадобится выстраивать новые логистические схемы и искать иные источники сырья для переработки.
– Для конечных потребителей цены будут сдерживать. На носу выборы, никто не хочет повышения цен, потому что это приведёт к социальной напряжённости, – считает он.
Тарифы на продажу природного газа (как промышленные, так и населению) регулируются государством, напомнил Леонид Хазанов.
Что касается рынка сжиженных углеводородных газов, Минэнерго рекомендовало производителям перенаправить поставки с экспорта на внутренний рынок. Кроме того, ведомство разрабатывает системные меры по стабилизации ситуации на внутреннем рынке СУГ.