Глава Магнитогорского металлургического комбината (ММК) Виктор Рашников заявил о тяжёлом положении, в котором оказалась компания. Ухудшаются производственные и финансовые результаты предприятия, ММК прекратил экспортные поставки. Причины проблем – антироссийские санкции, снижение цен на металл на внутреннем рынке и акцизы, в частности на жидкую сталь. Эксперты признают, что на комбинате действительно сложилась серьёзная ситуация и без помощи государства ему не обойтись.
О проблемах меткомбината Виктор Рашников неожиданно откровенно заявил на прошедшем на прошлой неделе заседании Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области. По его словам, предприятие уже три месяца не отгружает продукцию на экспорт и существенно сократило объёмы производства. Упала и рентабельность.
«Ранее у нас рентабельность составляла 20 и 25 процентов, но в мае рентабельность была 4 процента, в июне – от 1 до 1,6 процента, и это будет хорошо. Мы так никогда не работали. И по объёмам производства: вместо 1 миллиона тонн продукции, который мы реализовали в прошлом году, сейчас грузим 600 тысяч тонн. Никакой прибыли нет, инвестиционная программа останавливается», – сказал тогда Рашников.
При этом цена на сталь на внутреннем рынке упала на 17 процентов, отметил он.
О своих проблемах несколько крупных металлургических предприятий и ассоциация «Русская Сталь» сообщили ещё в конце мая. В частности, по данным РБК, загрузка мощностей Магнитогорского металлургического комбината снизилась на 40 процентов по сравнению с январём – апрелем прошлого года, а компания «Северсталь» предупредила о риске сокращения производства в июне до 20–40 процентов. Впрочем, официально металлурги не комментировали эту информацию.
Аналитики «Фридом Финанс» в беседе с «Октагон.Урал» подтвердили, что ММК попал в затруднительное положение.
В текущем году вся отрасль чёрной металлургии испытывает сложности из-за ограничения экспорта в страны Евросоюза и снижения внутреннего потребления.
При этом Минпромторг установил наценку для внутреннего рынка на уровне 10–12 процентов. А переориентация экспортных потоков на восточное направление вынуждает металлургов предоставлять дисконт до 25 процентов.
– Сам же ММК в 2021 году поставил в страны ЕС только 5,1 процента от всего экспорта продукции, а выручка от её реализации составила лишь 7 процентов. Из этого следует, что основное снижение объёмов потребления приходится именно на внутренний рынок. Металлурги уже заявили о снижении объёмов производства на 15–26 процентов в течение 2022 года, а из сообщения Виктора Рашникова следует, что в июне они снизились на 40 процентов. На текущий момент времени можно констатировать тот факт, что у предприятия действительно серьёзные проблемы,– говорят эксперты.
Частично решить проблему может отмена акциза на жидкую сталь, считает председатель совета директоров ММК. Тем более что акциз привязан к экспортным ценам, а комбинат фактически прекратил поставки за рубеж.
«В прошлом году была очень хорошая рыночная цена на металл. Но есть годы, где мы зарабатываем, а есть, где не зарабатываем, и об этом забывают», – рассказал Виктор Рашников.
«Мы сопротивлялись со страшной силой вводу акциза на жидкую сталь. Раньше ведь был акциз только на табачные изделия и алкоголь. Тем не менее его ввели. При этом акциз привязан к экспорту, а мы уже третий месяц не отгружаем продукцию на экспорт».
Виктор Рашников
глава Магнитогорского металлургического комбината
Напомним, что введение дополнительной нагрузки было связано со стремлением государства изъять сверхдоходы металлургов, полученные ими в 2021 году. По итогам прошлого года чистая прибыль ММК составила 221 млрд рублей. Отчётность за первый квартал текущего года компания предпочла временно не публиковать. «Решение принято на фоне отсутствия возможности осуществлять операции с ценными бумагами ММК у значительной части инвесторов в ценные бумаги группы», – говорилось в сообщении меткомбината. Но другой крупнейший игрок на российском металлургическом рынке – Челябинский металлургический комбинат (ЧМК, входит в состав холдинга «Мечел») – получил квартальный убыток в размере 11,5 млрд рублей. Причём на ЧМК не скрывали, что одной из причин стал введённый акциз на жидкую сталь.
Как полагает аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачёв, без отчётности остаётся либо полагаться на заявления Виктора Рашникова, либо опираться на доступную статистику, которая гораздо оптимистичнее.
Магнитогорский металлургический комбинат три месяца не отгружает продукцию на экспорт и существенно сократил объёмы производства.Фото: Илья Московец/URA.RU/ТАСС
– Доступные данные пока не говорят о значительном спаде производства. По данным Росстата, производство первичной стали в РФ в январе – апреле 2022 года сократилось на 5,3 процента (год к году), а производство готового проката выросло на 0,4 процента. По оценке World Steel Association, производство стали в РФ по итогам пяти месяцев текущего года сократилось в годовом выражении на 2,3 процента. На основании этих данных допустить, что уже в июне загрузка сталелитейных мощностей упадёт вдвое, довольно сложно. Насколько в реальности к середине года упала загрузка сталелитейных предприятий, мы увидим по истечении времени, когда выйдет более поздняя статистика. Ещё больше мы ждём публикации полугодовой отчётности компаний, если они её, конечно, опубликуют, а не закроют, как отчётность за первый квартал 2022 года, – пояснил Алексей Калачёв.
Тем не менее собеседник издания признаёт, что в свете этих заявлений руководства организации перспективы ММК выглядят довольно слабыми, а его акции можно оценить на уровне «хуже рынка».
По мнению аналитика, в текущей ситуации нужна помощь российских властей.
Первое, что могло бы сделать Правительство для поддержки отрасли, – это вернуться к прежней системе налогообложения, отменив акциз на жидкую сталь.
Акциз вводился для того, чтобы пополнить бюджет за счёт растущих доходов металлургов, но сейчас ситуация изменилась.
Кроме того, убеждён эксперт, необходимо что-то предпринять для скорейшего перезапуска автомобильных заводов, остановленных из-за ухода зарубежных брендов. Очень важно активизировать реализацию инфраструктурных проектов, особенно расширение железнодорожной сети в направлении Дальнего Востока. Это, с одной стороны, увеличит возможности для экспорта, а с другой – повысит спрос на металлопродукцию внутри страны.
Специалисты «Фридом Финанс» отметили, что государство уже предприняло шаги по увеличению потребления металлов девелоперами, изменив строительные ГОСТы. Во вторую очередь металлургам нужно снизить издержки. В этом плане российское руководство может помочь за счёт ограничения цен на энергоресурсы и налоговых послаблений. Также эксперты компании согласны с тем, что необходимо решать задачу с машиностроением, для чего сначала требуется поднять IT-отрасль, чтобы обеспечить машиностроение микросхемами и чипами отечественного производства. Как раз в этом направлении государство в данный момент активно работает (налог на прибыль 3 процента вместо 20 процентов, страховые взносы 7,6 процента вместо 14 процентов, льготная ипотека для IT-специалистов под 5 процентов годовых и так далее).