Российские власти готовы пойти на уступки горнодобывающим предприятиям, ослабив фискальную нагрузку на заводы по производству щебня. Эта проблема особенно актуальна для Южного Урала, ведь на территории региона работают более 100 предприятий отрасли. Некоторые из них в последние годы ведут ожесточённые споры с ФНС из-за поменявшейся налоговой базы в отношении добычи полезных ископаемых. Представители щебёночных заводов Челябинской области считают, что одного снижения налогов мало. По их мнению, необходимо вернуться к прежней методике расчёта сборов.
Проблема уплаты налога на добычу полезных ископаемых у южноуральских производителей щебня появилась несколько лет назад. С 2016 года ФНС стала считать щебень, а не строительный камень, из которого он производится, полезным ископаемым. По словам экспертов, размер налога тут же вырос в разы.
Дело в том, что в стране отсутствует ГОСТ на строительный камень, и, ссылаясь на это, налоговая служба и суды ставят знак равенства между ним и щебнем.
«Стандарт на строительный камень имеется – 31436 от 2011 года, и мы на него ссылаемся в своих возражениях. Однако в нём есть одна формулировка, которой и пользуется налоговый орган в своих аргументах: “Настоящий стандарт распространяет своё действие для оценки месторождений строительного камня в качестве сырья для производства щебня при геологической разведке”», – заявлял ранее вице-президент холдинга «Национальная нерудная компания» (организации принадлежат два предприятия по выпуску щебня в Челябинской области) Сергей Глебов.
«По мнению налоговиков, у геологоразведки и добычи камня нет ничего общего. Но как же так? Мы ведь не можем разведать одно полезное ископаемое, а начать добывать другое».
Сергей Глебов
вице-президент холдинга «Национальная нерудная компания»
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров ранее отмечал, что на Южном Урале более сотни компаний являются производителями щебня. Он предупреждал, что такая позиция ФНС может поставить под удар целую отрасль, и в итоге оказался прав. В 2021 году сотрудники налоговой службы подали заявление о банкротстве Биянковского щебёночного завода (Миньяр, Челябинская область). В 2019-м ФНС доначислила предприятию налог на добычу полезных ископаемых за 2016–2019 годы. Сумма требований кредитора составляла почти 122 млн рублей. Тогда стороны заключили мировое соглашение, но завод всё равно обязали погасить налоговую задолженность. Впрочем, благодаря этому предприятию удалось избежать банкротства.
Судится с налоговиками и ещё одно предприятие из Челябинской области – Ухановский щебёночный карьер, но пока безуспешно.
– Сейчас завод судится с налоговой уже год. Проиграли почти все инстанции, сейчас подали апелляцию, но надежд мало. Мы рассчитывали себестоимость щебня за прошлые годы, уплатили налог на прибыль, и в итоге нам сейчас нужно доплатить ещё – с 2017 по 2022 год. Получается, нам нужно заплатить за пять лет, – заявил «Октагон.Урал» заместитель директора Ухановского щебёночного карьера по сбыту Александр Перфилов.
Ухановский щебёночный карьер судится с налоговой уже год.Фото: сайт Ухановского щебёночного карьера
О позитивных сдвигах в решении вопроса доначисления НДПИ сообщил Александр Гончаров, опубликовав в своём телеграм-канале письмо Минстроя России. В нём отмечается, что ФНС России в течение нескольких последних лет предписывает горнодобывающим компаниям уплачивать НДПИ в размере 5,5 процента не от себестоимости добытого строительного камня, а от себестоимости продукта его переработки – щебня. Из-за этого крупнейшие горнодобывающие предприятия сталкиваются со значительной фискальной нагрузкой и спорным подходом к оценке взысканий территориальных налоговых органов.
«В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации подготавливается проект федерального закона, которым предлагается установить ставку налога на добычу полезных ископаемых по щебню в размере 2 процентов», – говорится в письме.
Однако южноуральские промышленники считают такую уступку каплей в море. По их мнению, чтобы отрасль воздохнула свободно, нужно вернуться к старой методике начисления налогов.
– До 2017 года налог был раза в три-четыре меньше. Ранее мы платили с добываемой горной массы порядка 140 рублей за кубометр, а сегодня налоговая нас заставляет платить за щебень, который стоит 550 рублей за кубометр. То есть сам налог увеличился в разы, а не на 3,5 процента, которые сейчас хотят отменить. Теперь налог снизится на 3,5 процента, но сама методика не изменится, – комментирует Александр Перфилов.
Он напомнил, что в промышленности с советских времён платили налог со щебня.
«То есть мы добываем карбонатные породы, разрабатываем карьеры и добываем оттуда строительный камень, а вторичная переработка – щебень, бетон, асфальт – к делу не относится».
Александр Перфилов
заместитель директора Ухановского щебёночного карьера по сбыту
– Нас заставляют с конечного продукта платить налог. Незачем было менять методику расчёта. Почему налог на добычу полезных ископаемых нужно платить с готового изделия? Необходимо вернуть старую методику, – убеждён представитель Ухановского щебёночного карьера.
Налоговая служба извратила сами понятия полезного ископаемого и готового продукта, заключил Александр Перфилов.