Власти Екатеринбурга готовятся упростить процедуру демонтажа незаконно установленных нестационарных торговых объектов (НТО) – документ внесён на рассмотрение в городскую думу. Если его примут, объекты, не включённые в городскую схему размещения, можно будет убирать без суда. Предприниматели бьют тревогу, указывая на отсутствие чёткого механизма выявления незаконных НТО и финансовые риски для бизнеса.
Проект положения о порядке выявления, выноса, демонтажа, хранения и возврата законным владельцам НТО, нелегально размещённых на улицах Екатеринбурга, опубликован на сайте думы. Он вводит возможность не только выносить на спецстоянки, но и демонтировать незаконные объекты, находящиеся на муниципальной и государственной земле, без решения суда.
Незаконным торговый объект будет считаться в том случае, если он не включён в схему размещения или в отношении него не заключён договор. Выявлять их смогут органы власти и граждане.
После поступления сигнала о таком объекте уполномоченные органы проверят, на чьей земле он находится и законно ли размещён. Если объект оказался на муниципальной или государственной земле без разрешения, то начинается процесс устранения нарушения: специалист готовит уведомление о демонтаже, копию которого прикрепляет к самому киоску, и если в течение пяти дней владелец не уберёт объект самостоятельно, его демонтирует мэрия.
При выносе объект будет перемещаться на место хранения полностью, без нарушения конструктивной целостности; при демонтаже его вскроют и опишут имущество. Хранить объекты и содержащееся в них имущество администрация планирует в течение трёх месяцев. Если за это время в мэрию обратится владелец киоска, ему всё вернут. Но предприниматель должен будет подтвердить право собственности и возместить затраты на демонтаж. Если же владелец не обнаружится, имущество перейдёт в собственность горадминистрации. Реестр незаконных нестационарных торговых объектов будет опубликован на сайте мэрии.
Вопреки тенденции
Инициатива екатеринбургских властей идёт вразрез с трендом на сохранение киосков в других регионах. Например, в Челябинске ввели мораторий на снос незаконно установленных НТО, которые реализуют социально значимую продукцию. Не будут сносить ларьки и павильоны и в Новосибирске, а в Пермском крае их число и вовсе планируют увеличить. Ранее эксперты отмечали, что ларьки способны обеспечить россиян товарами первой необходимости по приемлемым ценам и предоставить людям рабочие места.
Руководство Екатеринбурга давно критикует владельцев НТО за всевозможные нарушения. Как пояснил «Октагон.Урал» депутат гордумы Михаил Вечкензин, практика внесудебного выноса и демонтажа таких объектов уже успешно реализуется в Москве, Санкт-Петербурге, Новоуральске.
Незаконным торговый объект будет считаться в том случае, если он не включён в схему размещения или в отношении него не заключён договор.Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
В Екатеринбурге же действует порядок выноса НТО, согласно которому, если объект нельзя переместить без повреждения или нарушения целостности, мэрия инициирует его демонтаж через суд.
– Сейчас предприниматели ставят негабарит, администрация идёт с ними судиться. Суды идут полгода-год, потом судебное решение получают, по исполнительному листу либо предприниматели сами успевают убрать объект, либо администрация его разбирает, и через какое-то время опять на этом же месте появляется такой же объект и опять начинаются судебные тяжбы, – отметил он.
По словам Вечкензина, бизнесу новая норма не навредит, а, напротив, поможет: мэрия будет вычищать и убирать нелегальных конкурентов добросовестных предпринимателей.
Бизнес не согласен
Сами предприниматели хоть и соглашаются с тем, что не платящие налоги конкуренты им не нужны, энтузиазма не разделяют. Представитель сектора Денис Рудаков в беседе с изданием подчеркнул, что в нынешнем виде механизм выявления незаконных НТО прописан недостаточно чётко, объекты в схеме размещения не привязаны к спутниковым координатам. В результате они идут под снос выборочно. Между тем, по его оценке, павильоны, которые нельзя вынести полностью, не повреждая их целостность, стоят от 300 тыс. до 2 млн рублей.
– Даже когда мы указываем на объект, который стоит незаконно, они говорят, что это не муниципальная земля, а участок третьих лиц. Как они это определили? Чтобы границу на земле определить, нужен кадастровый инженер со спутниковым оборудованием, – рассуждает собеседник.
«Если я поставил объект на придомовой территории и заключил договор, а с администрацией договора нет? Кто-то останется незамеченным, а кого-то снесут. А потом доказать в суде, что ты стоял на придомовой, а не на муниципальной территории, невозможно, потому что это нигде не фиксируется».
Денис Рудаков
предприниматель
Однако и вынесенные объекты могут вернуть хозяевам не в целости или не вернуть вовсе, добавляет бизнесмен. В качестве примера он привёл ситуацию с одной из предпринимательниц Екатеринбурга, чей павильон после отказа мэрии заключить с ней договор вынесли на стоянку. Владелица была вправе его забрать, но не смогла доказать право собственности.
– Она предъявила паспорт, договор на торговое оборудование с номерами, но одна цифра на оборудовании была смазана. Предприниматель пошла в суд, полгода судилась, доказала, что павильон её, приехала забирать с приставами, а он разграблен: дверь вынесена, оборудование поломано и холодильник вынесен. А администрация ответственности не несёт, – рассказывает Рудаков.
Как он утверждает, представители бизнеса регулярно предлагают мэрии поправки к регламентирующим документам, в том числе подразумевающие привязку НТО к системе координат и совместные рейды, однако в большинстве случаев инициативы остаются без внимания. В результате предпринимателям приходится добиваться демонтажа действительно незаконно установленных объектов, отстаивая при этом свои.
Проект не решает никакой общественно важной проблемы, а перекладывает административные издержки с города на мелких предпринимателей, говорит член комитета по оценке регулирующего воздействия Свердловского областного отделения «Опоры России» Татьяна Ханина:
– Проект даёт право проводить демонтаж без суда и следствия. И пусть потом предприниматель бегает по судам. Возникает множество вопросов: кто будет производить демонтаж, обладает ли этот кто-то навыками проведения таких работ, кем и каким образом будет обеспечена сохранность элементов и кто будет возмещать убытки при повреждении (потере) элементов?
По её словам, решение спорных вопросов через суд, как это происходит сейчас, вполне приемлемо: суд принимает решение, приставы обеспечивают его исполнение, а штрафы за каждый день неисполнения стимулируют предпринимателей разобрать объект самостоятельно. Ханина предложила вместо порядка демонтажа разработать порядок узаконивания НТО.
Тем временем схема размещения НТО в Екатеринбурге постоянно сокращается: по состоянию на 24 мая 2022 года она включала 1850 постоянных объектов, тогда как в редакции от 2018 года их было более 2100.