Нижний Тагил, который ещё недавно назывался СМИ Путинградом и колыбелью рабочего патриотизма, разрывают социально-политические противоречия. К мэрии подбираются силовики, «Уралвагонзавод» (УВЗ) утратил контроль над собственным районом, Нижнетагильский металлургический комбинат (ЕВРАЗ НТМК) атакуют зелёные. Хаосом в медицине пользуются оппозиция и стремящиеся вернуться во власть контрэлиты.
До начала 2010-х годов Нижний Тагил считался одним из наиболее проблемных промышленных центров. Его печально прославила тяжёлая экологическая ситуация – над трубами градообразующих предприятий висели густые «лисьи хвосты». Вредные выбросы сказывались на здоровье горожан, вынуждая многих из них переезжать с семьями в более благополучные места.
Неспокойной была и политическая жизнь тагильчан. Три контролировавших жизнь Нижнего Тагила центра – НТМК, «Уралвагонзавод» и мэрия – противостояли друг другу на выборах в местную думу. Избранные от них депутаты не находили общий язык при принятии бюджета и других ключевых документов. Ситуация усугублялась противостоянием муниципальных властей со свердловским губернатором, в результате которого город был лишён доступа к средствам регионального бюджета.
Оплот патриотизма
Имидж Нижнего Тагила поменялся в декабре 2011 года после массового митинга оппозиционеров на Болотной площади. На прошедшем после московских уличных шествий телемосте с президентом бывший начальник сборочного цеха «Уралвагонзавода» Игорь Холманских объявил: «Если наша полиция не умеет работать, то мы с мужиками готовы сами выйти и отстоять стабильность».
В мае 2012 года Холманских был назначен полномочным представителем президента в УрФО.
Нижний Тагил стал первым городом, в который Владимир Путин приехал после инаугурации. Упоминание промышленного центра в майских указах позволило ему получить многомиллиардные средства на модернизацию, строительство, новые дороги и экологические программы.
Гарантом выполнения указов стал бывший гендиректор Нижнетагильского металлургического комбината Сергей Носов. На мэрских выборах в октябре 2012 года он набрал 92 процента голосов. При нём было заключено неофициальное соглашение между УВЗ, НТМК и горадминистрацией. Стороны договорились о равноправном участии в принятии всех решений и паритетном представительстве в городской думе.
В этот период в городе выросла плеяда новых политических менеджеров, одним из которых стал заместитель гендиректора «Уралвагонзавода» Алексей Жарич, который впоследствии занял пост заместителя начальника Управления президента РФ по общественным проектам.
Несмотря на наличие сильной оппозиции, мэр не терял поддержку со стороны населения. В 2016 году он обеспечил победу провластных кандидатов на выборах в Госдуму, а спустя год объединил кандидатов от мэрии, НТМК и УВЗ под единым брендом «Команда Носова» и провёл их в гордуму. На выборах мэра в 2017 году Носов получил 90,72 процента избирателей. Но уже весной 2018 года он был назначен врио губернатора Магаданской области.
Спокойствие закончилось после отъезда Носова
По словам местного политика, после этого Носов вступил в торг с командой губернатора Евгения Куйвашева по вопросу о назначении своего преемника. Он согласился на отмену всенародных выборов в обмен на обещание, что следующим мэром станет его заместитель по соцполитике Владислав Пинаев. Осенью того же года последний был единогласно избран на заседании местной думы.
В отличие от Носова, который устраивал выволочки подчинённым и в порыве ярости мог стукнуть кулаком по столу, использовать матерное словцо или швырнуть телефон об стену, его преемник оказался спокойным человеком. Пинаев избегал открытых конфликтов, ведя политическую борьбу исключительно аппаратными методами.
Владислав Пинаев оказался спокойным человеком, избегающим прямых конфликтов.Фото: Максим Конанков/Octagon.Media
Через некоторое время Владислав Пинаев предпринял ряд шагов по усилению своей политической независимости. В частности, с ним связывают увольнения с руководящих постов представителей команды Сергея Носова.
По словам местного политика, это не понравилось местной элите: «Критика деятельности Пинаева началась чуть ли не с первого дня нахождения его в должности». Но по-настоящему политическая ситуация в городе обострилась в 2019 году. К этому времени ухудшились личные отношения Владислава Пинаева с Сергеем Носовым. Они перестали появляться вместе – когда Носов приезжал в Тагил, Пинаев уезжал в командировку.
Больницы – центр протеста
В этот же период испортились отношения между Владиславом Пинаевым и министром здравоохранения области Андреем Карловым. Поводом стал бытовой конфликт, переросший в игнорирование друг друга. Неудивительно, что наиболее проблемным местом в городской политике стало здравоохранение.
В августе 2019 года Нижний Тагил ворвался в федеральную информповестку с сообщением о массовом увольнении врачей-хирургов из Демидовской больницы и городской больницы № 1.
Они были недовольны маленькими зарплатами, устаревшим оборудованием и высокими нагрузками. Участники демарша обвиняли руководство больниц и Минздрав в нежелании решать возникающие проблемы и прислушиваться к мнению сотрудников.
После того как на увольнения отреагировали в Кремле, Минздрав пошёл врачам навстречу: часть хирургов отозвали заявления об увольнении, им произвели стимулирующую выплату за повышенную нагрузку.
Беспомощность «Уралвагонзавода»
На медицинский конфликт не смогло повлиять руководство «Уралвагонзавода». Поликлиника больницы № 1 находится в прилегающем к предприятию микрорайоне, носящем неофициальное название «вагонка». Большинство его жителей – работники УВЗ и члены их семей. Для обслуживания своих рабочих заводом была создана специализированная поликлиника, находящаяся через дорогу от городской больницы № 1. Именно в неё на более высокую зарплату и щадящий режим труда ушли многие из сотрудников соседней государственной поликлиники.
– Поликлиника УВЗ не занимается ковидными пациентами. У них очередей нет. Поликлиника УВЗ делает что попроще, а на более сложные обследования отправляют к нам. За счёт этого наши врачи не выдерживают физически из-за очень большой нагрузки, – подчёркивает заведующая поликлиникой больницы № 1 Марианна Дурова.
Многие сотрудники городской больницы № 1 перешли в специализированную поликлинику УВЗ.Фото: Андрей Жур/2GIS
На самом УВЗ в последние годы нарастали внутренние проблемы. Рабочие подавали в суд на администрацию, а в СМИ распространялись слухи о реструктуризации завода и отставке его гендиректора. В 2020 году предприятие не обеспечило плановую явку на голосование по внесению изменений в Конституцию РФ, в начале 2021 года затянуло согласование фамилии кандидата в депутаты Госдумы.
Проблемы наметились и у НТМК. Этим летом предприятие стало объектом критики со стороны общественников, обвинивших его во внеплановых промышленных выбросах. А администрация города попала под прицел силовиков – летом прошли обыски на аффилированной с мэрией компании «УБТ-Сервис».
Новый главврач, старые проблемы
В сложившейся ситуации повторение медицинских конфликтов стало делом времени. В ноябре 2020 года на пост главного врача больницы № 1 был назначен Александр Павловских. А в феврале работники больницы начали писать новые жалобы на отсутствие капремонта, нехватку сотрудников и аппаратуры. Ещё одним поводом для жалоб и увольнений стали планы по укрупнению поликлинических участков. Такая возможность изучалась в связи с нехваткой врачей и охватом части пациентов поликлиникой УВЗ.
Заведующая поликлиникой больницы № 1 Марианна Дурова пояснила «Октагону», что в этих вопросах больница № 1 всегда испытывала те же проблемы, что и большинство других свердловских медучреждений. Но в последние месяцы они активно решаются.
«Мы здесь были не лучше и не хуже других. Но с приходом нового главврача нам поступили аппараты УЗИ и спирограф, всего до конца года мы ждём 38 единиц медицинского оборудования, и это только в амбулаторное звено (стационар тоже получает оборудование) – такого поступления оборудования не было в нашу больницу никогда».
Марианна Дурова
заведующая поликлиникой больницы № 1
– Сейчас времена, когда без оборудования невозможна диагностика и вообще работа некоторых специалистов. Создан отдельный блок отделения неотложной помощи. В бригады неотложной помощи приняты на работу 11 выпускников медучилища. На сегодняшний день у нас необслуженных вызовов практически нет. Уверена, что мы на правильном пути. На всё нужно время. Главное, мы полны желания сделать медицинскую помощь качественнее и доступнее, уже делаем это и понимаем, что делать дальше.
Политическая технология вместо медицинских
Настоящий социальный взрыв пришёлся на июнь, когда до Тагила докатилась очередная волна COVID-19. Больница № 1 стала главным ковидным госпиталем Нижнего Тагила.
– Минздравом было принято решение создать именно здесь провизорный госпиталь, куда бы стекались все пневмонии, их бы диагностировали, лечили, при наличии ковида пациентов отправляли бы в инфекционную больницу. Была выбрана именно наша больница. Скорее всего потому, что здесь есть компьютерный томограф, большие площади, отделение пульмонологии и кислородная разводка. Думали, что больных будет не так много. Но ещё в прошлом году больница захлебнулась. Больные ждали очередь на КТ сутками, – говорит заместитель главного врача Денис Волков.
С этого момента написание жалоб медики поставили на поток. Поводы для недовольства появлялись чуть ли не каждую неделю. Их политизировали все – и профсоюзы, и представители власти, и оппозиция, в рядах которой оказались известные персоны. Наиболее выгодной ситуация стала для представителей «Справедливой России». Кандидатом в депутаты по Дзержинскому району на выборах депутатов заксобрания области стала врач ЦГБ № 1 Евгения Михайлиди, территориальный партсписок возглавил генеральный директор телекомпании «Реальный Тагил» Александр Соловьёв.
Генеральный директор телекомпании «Реальный Тагил» Александр Соловьёв считается главным идеологом оппозиции в Нижнем Тагиле.Фото: страница Александра Соловьёва в Facebook
Александр Соловьёв считается идеологом нижнетагильской оппозиции. В 1990–2000-х годах он руководил управлением информации мэрии. В 2015 году Соловьёв вернулся во власть, заняв пост замдиректора МБУ «Агентство рекламно-информационного сотрудничества», а затем директора муниципальной телекомпании «Тагил-ТВ». Проработав два года на Сергея Носова, он ушёл в бизнес.
Спикер-единоросс подлил масла в огонь
Одним из катализаторов конфликта стал связанный с УВЗ единоросс, спикер Нижнетагильской городской думы Вадим Раудштейн, сыгравший в интересах «Справедливой России».
Именно ему в июне 2021 года 125 сотрудников городской больницы № 1 Нижнего Тагила направили открытое письмо с жалобой на главного врача Александра Павловских. Одновременно документ ушёл президенту Владимиру Путину и мэру Владиславу Пинаеву. Работники попросили вернуть в больницы прежнее руководство (в том числе бывшего заместителя главного врача Михаила Красикова), мотивируя это тем, что пришедшие ему на смену «оптимизаторы» «выдавливают» опытные кадры, а средняя зарплата в учреждении упала «ниже уровня доковидного периода».
Владимир Раудштейн стал одним из катализаторов конфликта.Фото: Максим Конанков/Octagon.Media
Вадим Раудштейн неоднократно пытался поставить на рассмотрение в гордуме вопрос о законности увольнения Михаила Красикова. Но назначенные заседания игнорировали и представители больницы, и жалобщики.
По словам заведующей поликлиникой больницы № 1 Марианны Дуровой, вопрос о снижении выплат сотрудникам нужно адресовать не главврачу.
– Решение об изменении системы оплаты за работу с ковидными пациентами принималось на уровне федерального минздрава. За неё стали оплачивать по часам. Если раньше я могла в течение месяца взять три–четыре дежурства, чтобы получить доплату, то теперь должна отработать на ставку. У участковой службы примерно такая же система. В целом зарплата не упала, у фельдшеров она доходит до 40–60 тыс. рублей. Для Тагила это достойно.
Перфокарты вместо компьютеров
Действующий заместитель главного врача больницы № 1 Денис Волков пояснил «Октагону», что претензии к Михаилу Красикову перед его увольнением всё-таки были. Переводами пациентов из больницы в больницу занималась старшая сестра приёмного отделения, тогда как такие решения должны оформляться как минимум на уровне заведующего или начмеда.
По словам заместителя главного врача, его предшественник также не предпринимал усилия по организации современных технологий работы и делопроизводства.
– Сейчас мы вводим алгоритмы по заполнению историй болезни и назначению препаратов. Эта работа стала более стройной и понятной. Но не для всех. Были те, кто отказывался работать по-новому. С гордостью показывали всем перфокартную. В XXI веке информация о вакцинации, данные флюорографии, анализов сотрудник сидит и записывает на перфокарты. Когда начинаешь говорить, заносите данные в компьютер, слышишь ответ: «Мы не будем работать на компьютере, у нас такого никогда не было».
Война вышла из-под контроля
В последние дни конфликт несколько успокоился. Последняя жалоба была направлена депутату Госдумы РФ Алексею Балыбердину ещё в середине августа. В ней вновь содержится описание проблем, присущих каждой российской больнице: нехватка кадров, бытовые проблемы из-за проводимых ремонтов.
Александр Павловских и его заместители постоянно общаются с коллективом. Все спорные вопросы обсуждаются на внутренних совещаниях, что позволяет сотрудникам больницы не выносить наружу лишний сор. Врачам выплачиваются дополнительные вознаграждения за интенсивность работы и переработку.
Благодаря совместной работе лечебного учреждения с Нижнетагильской станцией скорой помощи и инфекционной больницей ликвидированы очереди в ковидный приёмный покой городской больницы № 1. Вызов врача в поликлинике также обслуживается в тот же день. Только на дом приходит не участковый, а врач неотложной помощи. Но начавшиеся в больнице волнения зажгли социальное недовольство за её пределами.
– Сотрудники настроили пациентов, которые также начали писать жалобы. С автором каждой из них я созваниваюсь, отвечаю‚ – рассказывает Марианна Дурова.
По мнению нижнетагильских политиков, пик социальной нестабильности придётся на 2022 год, когда в городе пройдут выборы в местную думу.
Создав в ней сильную фракцию, оппозиционеры смогут поставить вопрос о смене мэра. Опыт нижнетагильских медицинских протестов также может быть экспортирован в другие города России.
– Проблемы у всех больниц сегодня схожие. И получается, что подобным образом ситуацию можно раскачать в любой больнице, накопать что угодно в любом медицинском учреждении. Меня учили, что лечить людей – это не профессия, а судьба. Если ты ушёл в операционную, то у тебя нет конца рабочего дня. После операции тебе нужно все документы оформить. Пока ты этого не сделал, ты не можешь уйти домой, у тебя не будет обеда. И тем более у тебя нет времени на разжигание конфликтов, – считает Денис Волков.