В Свердловской области продолжаются судебные разбирательства в отношении бизнеса крупных местных предпринимателей – депутата Госдумы Льва Ковпака и его отца Игоря Ковпака. Им удалось добиться частичного успеха – снятия ареста со счетов одной из подконтрольных фирм. Но как выяснил «Октагон.Урал», подозрительный бизнес они вели не только в России, но и за границей.
Две недели назад Арбитражный суд региона снял арест со счетов аффилированной со Львом и Игорем Ковпаком фирмы ООО «Прометей» на сумму 52 млн рублей. Для бизнесменов это стало третьей победой в судах по делу о выводе более 650 млн рублей из ООО «Продовольственная компания». Первой они добились в конце июля, когда арест сняли с их личных счетов и основных активов семьи; второй победой стало снятие обеспечительной меры со счетов супруги Льва Ковпака Вероники Ковпак.
Арест на счета и активы семьи Ковпаков на сумму 1,057 млрд рублей Арбитражный суд наложил 22 июля. Обеспечительная мера коснулась ряда подконтрольных им предприятий, в том числе ООО «Прометей», ООО «Продукт-Ленд», ООО «ОЖК» и ООО «Лев». По мнению конкурсного управляющего Константина Маркова, в пользу данных фирм Лев Ковпак выводил средства из «Продовольственной компании» в период кризиса, что привело к её банкротству и дало возможность списать долги перед независимыми кредиторами. В пользу депутата, считает Марков, могли быть выведены активы на сумму 658,3 млн рублей.
Уральские бизнесмены могли использовать в своей деятельности не только исследованную Арбитражным судом схему. В Чехии бывший актив Ковпаков связан с личностями, судебные разбирательства в отношении которых тянулись несколько лет. Среди лиц, косвенно связанных с активом, экс-руководители ОАО «Екатеринбургский завод обработки цветных металлов» и ЗАО «Уральская золото-платиновая компания», а также семья шахматиста и бизнесмена Михаила Киндлера.
Семейный чешский бизнес
В 2007 году Игорь и Лев Ковпаки зарегистрировали в Праге IK GROUP с уставным капиталом 200 тыс. чешских крон (около 250 тыс. рублей). Сферой деятельности компании значилась аренда недвижимости, квартир и нежилых помещений. За два года владения фирмой Лев Ковпак выдал ей кредиты на общую сумму 13,233 млн чешских крон (около 17 млн рублей).
Судя по этой доверенности, в 2007 году Ковпаки жили по адресу, который в то же время был местом регистрации нескольких компаний.
По адресу регистрации компании в деревне Трнова, судя по онлайн-картам, расположен небольшой двухэтажный дом, обнесённый низким деревянным забором. На фото он выглядит жилым. По информации из чешских реестров, в нём были зарегистрированы Игорь и Лев Ковпаки. В 2000-х годах бизнесмены указывали в юридических документах данный адрес как место своего жительства. Согласно чешскому законодательству, это обычно делают лица, имеющие ВНЖ в данной стране.
В 2009 году у Ковпаков фирму выкупила другая семья – Киндлеров. Наталья Киндлер возглавила компанию, управляющим по доверенности стал её муж Михаил Киндлер, а сын Бенджамин Киндлер впоследствии стал обладателем 100 процентов бизнеса. Также семья приобрела дом Ковпаков, однако, по информации источников «Октагон.Урал», уральцы продолжают там бывать.
Наталья Киндлер – родственница одного из известных уральских предпринимателей. Киндлеры известны в Трновском регионе Чехии благодаря участию в других фирмах по продаже и аренде недвижимости, а также связанным с их деятельностью судебным процессам. С 2004 по 2010 год Михаил Киндлер был основателем и руководителем девелоперской компании Fontana с уставным капиталом 120 млн чешских крон. В числе её учредителей также значились три фирмы, зарегистрированные на Мальте. Чешские СМИ связывали компанию Fontana с супругой экс-главы «Уралсевергаза», позже – почётного консула Венгрии в Екатеринбурге Владимира Кузюшина – Натальей Кузюшиной.
Скрин выписки из торгового реестра.
Fontana реализовывала в Трнове крупный проект по строительству 350 семейных домов. Однако в какой-то момент он застопорился. Представители мальтийских офшоров обвинили Киндлера в незаконном изъятии из компании десятков миллионов чешских крон. На предпринимателя завели уголовное дело. В 2013 году фирму признали банкротом.
В судах началось рассмотрение сделок по продаже объектов недвижимости, к заключению которых имели отношение Михаил и Наталья Киндлеры. В частности, правоохранители подозревали, что договоры о посредничестве при купле-продаже заключались с целью вывода денежных средств из компаний.
Золотосбыватели в доме Ковпаков
С Натальей Киндлер и домом Ковпаков связаны и другие известные на Урале личности. В 2005 году Наталья Киндлер стала управляющим директором компании Fonestum, также работающей в сфере недвижимости и зарегистрированной по тому же адресу, что позже IK GROUP. Фирму с уставным капиталом 200 тыс. чешских крон основала уральская семья Фисенко. 40 процентов уставного капитала принадлежало Алексею Фисенко, по 30 процентов его жене Елене и дочери Евгении.
Скрин выписки из торгового реестра.
Алексей Фисенко в конце 90-х – начале 2000-х годов состоял в совете директоров ОАО «Золото-Платина Банк». В 2003 году он занял пост замгендиректора промышленного химико-металлургического холдинга «Драгоценности Урала», а с 2002 по 2005 год (к моменту регистрации Fonestum) руководил ОАО «Екатеринбургский завод обработки цветных металлов» (ЕЗ ОЦМ).
В 2006 году по факту пропажи на ЕЗ ОЦМ 32,7 тонн драгметаллов было заведено уголовное дело. В частности, было похищено 720 килограмм золота и 11,7 тонны серебра на общую сумму свыше 500 млн долларов. Как заявляли в прокуратуре, «ряд лиц из числа руководителей» предприятия выставлял драгметаллы на продажу, а вырученные средства вкладывал в уставные капитали коммерческих фирм. В 2012 году следствие приостановили. Повторно его возбудили в 2019 году, но к 2021 году закрыли вновь.
Вместе с Алексеем Фисенко в числе руководителей завода по обработке цветных металлов тогда значился Александр Хаяк – он был замгендиректора и также входил в состав совета директоров. На Фисенко и Хаяке были зарегистрированы свыше 20 компаний, связанных с ювелирной продукцией: ЗАО Фирма «Яхонт», ЗАО «Ювелирное кольцо Урала», ломбарды и т. п.
Александр Хаяк в тот же месяц и год (в октябре 2005-го), по тому же адресу в Трнове, что Фисенко (а позже и Ковпаки), зарегистрировал фирму ANJK. Сфера бизнеса, как и уставной капитал, аналогичны – недвижимость и 200 тыс. чешских крон соответственно. 40 процентов бизнеса принадлежало самому Александру Хаяку, по 30 процентов – жене Наталии и дочери Юлии.
Скрин выписки из торгового реестра.
Фирма семьи Хаяков была ликвидирована в 2017 году, семьи Фисенко – в 2019 году. При этом в данных из торгового реестра Чехии значится, что в 2014 году Александру Хаяку как должнику был выдан исполнительный лист, запрещающий отчуждать долю в бизнесе.
Лев Ковпак информацию о какой-либо существующей в настоящее время причастности к фирмам в Трнове, как и к чешской недвижимости, отрицает. В разговоре с «Октагон.Урал» он заявил, что это дела 12-летней давности и даже Наталью Киндлер он не помнит.