В комитетах свердловского заксобрания началось рассмотрение проекта бюджета на 2022–2024 годы. Первые баталии вокруг него произошли в комитете по аграрной политике и земельным отношениям. Обнаружилось, что проект свёрстан с нарушением закона: на поддержку аграриев в нём предусмотрено на 100 млн рублей меньше, чем в прошлом году. Уменьшение этой категории расходов противоречит законодательству, утверждают парламентарии. Кроме того, пережившие засуху сельхозпроизводители – точно не те предприниматели, на поддержке которых можно сэкономить.
Как ранее сообщал «Октагон.Урал», де-юре областной бюджет в следующем году прибавит в весе: доходы по сравнению с показателем текущего года увеличатся на 52 млрд рублей (до 331 млрд рублей), расходы – на 23 млрд рублей (до 341 млрд рублей). Однако расходы несоциального характера ради сокращения госдолга и сохранения Евгения Куйвашева в должности губернатора решили резко урезать – на 30 процентов. Экономить, как выяснилось, будут даже на оказавшихся в крайне тяжёлом положении после засухи аграриях. Причём с нарушением закона.
– Согласно областному закону № 6 о продовольственной безопасности, финансирование отрасли в последующем периоде не может быть ниже, чем в предыдущем. У нас же на поддержку сельхозпроизводителей предусмотрено на 100 миллионов рублей меньше, чем в прошлом году: 3,161 миллиарда на 2022 год против 3,268, которые фактически будут освоены в текущем году, – рассказал «Октагон.Урал» член комитета по аграрной политике заксобрания региона Вячеслав Вегнер. – При этом минфин и минсельхоз поступают хитро: порядка 300 миллионов из расходной части 2021 года они не учитывают, поскольку фактически эти деньги ещё не учтены поправками к бюджету. Речь идёт о федеральной субсидии производителям молока. Это гарантированные средства, они, можно сказать, уже потрачены. Но чиновники, пользуясь тем, что поправки будут вноситься одновременно с принятием бюджета-2022, при расчётах берут за основу цифру на 300 миллионов меньше. То есть бюрократически всё чисто.
После засушливого лета аграрный сектор особенно нуждается в поддержке.Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
Между тем, как отмечает Вегнер, средства особенно нужны аграриям после минувшего засушливого лета:
– Из федерального бюджета им выделены средства на покрытие убытков. Но засуха имеет долгоиграющие последствия. Многим придётся брать кредиты на закупку семян, раз в этом году не произвели свои, нужно будет помогать им выплачивать эти кредиты. Дорожает ГСМ, техника.
Ещё одним проблемным местом проекта бюджета в отношении трат по линии минсельхоза Вячеслав Вегнер назвал резкое сокращение расходов на газификацию. На 2022 год предусмотрено финансирование газификации только нескольких жилых домов в посёлке Знаменское, на эти цели будет направлено 8 млн рублей. Для сравнения: в предыдущие годы на проведение подобных работ выделялось 200–250 млн рублей. Впрочем, это сокращение депутат связывает с созданием федеральных операторов газификации. Он отмечает, что в настоящее время сельские территории газифицированы всего на 18 процентов, а дальнейшие планы нуждаются в скорейшем прояснении.
Председатель комитета, бывший министр сельского хозяйства Свердловской области Михаил Копытов проблему недобора по аграрным расходам признаёт, но подчёркивает, что выбора у заксобрания нет: проект в любом случае должен быть принят в первом чтении.
«Мы примем бюджет в первом чтении на следующей неделе, затем стартуют согласительные процедуры, в ходе которых депутаты совместно с членами правительства будут устранять проблемные нюансы, в том числе и этот. Договариваться, как правило, получается».
Михаил Копытов
председатель комитета Законодательного собрания Свердловской области по аграрной политике и земельным отношениям
Что касается самих аграриев, то они отмечают принципиальную важность соблюдения областного законодательства в плане недопущения сокращения расходов по сравнению с предыдущим периодом. Однако указывают, что эти 100 млн рублей по факту значения не имеют: чтобы сохранить продовольственную безопасность, нужно менять сам подход к расчётам. Как пояснил директор сельскохозяйственного производственного кооператива «Битимский», исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев, в первую очередь следует учитывать рост цен.
– За основу нужно брать рост цен на вещи, составляющие себестоимость. Например, азотные удобрения прибавили в цене в два раза. Это выльется в то, что многие хозяйства не будут их покупать. А у нас не Краснодарский край, на нашей земле без удобрений не поднять урожай. И если многопрофильные производства ещё могут выйти из положения, закупить удобрения и покрыть убытки от овощей доходами от молока, то маленьким хозяйствам это недоступно. Многим проще перепрофилироваться на лес или семеноводство газонной травы. То есть цепочка такая: поддержки нет, производители уходят с рынка, цена растёт. Вот откуда берётся морковь по 180 рублей в магазинах, – заключает Мальцев.
Екатеринбург