Конфликт между уральскими операторами связи и «Облкоммунэнерго» вокруг тарифов на размещение волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) на опорах энергетиков получил новое развитие. Московский арбитраж удовлетворил иск «Облкоммунэнерго», отменив решение Федеральной антимонопольной службы, которая ранее признала установленную компанией плату завышенной. По оценке операторов, если тарифы не снизятся, для конечных потребителей цена телеком-услуг может вырасти втрое. Среди пострадавших окажутся удалённые деревни и сёла.
Ещё осенью Уральская ассоциация операторов связи (УралАОС) обратилась в минцифры Свердловской области с просьбой разрешить конфликт с «Облкоммунэнерго» вокруг девятикратного повышения тарифов на размещение ВОЛС. Как выяснил «Октагон.Урал», на организованной министерством встрече договориться не удалось: энергетики заявили, что ждут решения судов.
22 декабря арбитраж по иску «Облкоммунэнерго» отменил решение ФАС, признавшей тарифы компании на размещение сетей на опорах завышенными. Разбирательство в антимонопольном органе ранее запустила жалоба нижнетагильской организации «Дельта Телеком».
Выручка «Облкоммунэнерго» от размещения оптоволокна на их опорах в 2020 году превысила себестоимость на 5,6 млн рублей.Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Размещение сетей связи относится к прочим видам деятельности «Облкоммунэнерго». Изучив расчёт стоимости тарифа, антимонопольная служба выяснила, что выручка энергетиков от размещения ВОЛС в 2020 году составила около 31,5 млн рублей при себестоимости 25,9 млн рублей. В 2017-м эти показатели составляли 19,8 млн и 16,3 млн рублей соответственно.
Рентабельность подвесов с 2017 по 2020 год оставалась в пределах 21 процента и была гораздо ниже рентабельности остальных прочих видов деятельности «Облкоммунэнерго», притом что затраты на них, по расчётам энергетиков, были значительно выше. Но, по мнению антимонопольного органа, они оказались не вполне обоснованными – наибольшая их доля приходится на косвенные расходы: в целом в компании с 2017 по 2020 год доля косвенных расходов по отношению к прямым составила в среднем 30 процентов, а по подвесу сетей – 130 процентов.
По оценке ФАС, размер платы за одну опору в месяц должен составлять не 413,79, а 50,26 рубля. Ведомство предписало энергетикам изменить порядок формирования тарифов на размещение ВОЛС и установить «экономически обоснованные тарифы».
Адвокат Александр Осьминин, представляющий интересы операторов «Конвекс Телефония» и «Дельта Телеком», рассказал изданию, что вне зависимости от дальнейших действий ФАС от имени телеком-компании будет подготовлена апелляционная жалоба на решение суда.
Саму отмену решения антимонопольного органа он назвал удивительной.
– В течение этого года все решения ФАС, которые принимались в отношении монополистов, владеющих опорами, были судами оставлены в силе, что первой инстанции, что второй, – рассуждает собеседник. – Единственное, что могу предположить, что в жалобе «Облкоммунэнерго» фигурировали только технические, процедурные моменты. В целом в решении ФАС было очень понятно всё описано.
В отделе по связям с общественностью энергетической компании «Октагон.Урал» сообщили, что тарифы соответствуют правилам недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи.
– Суд поддержал позицию АО «Облкоммунэнерго» и признал решение ФАС России необоснованным. Все показатели, учтённые в расценках АО «Облкоммунэнерго», признаны. Следовательно, они экономически обоснованы и соответствуют федеральному законодательству, – подчеркнули там.
Обратный эффект
После того как решение суда в Москве вступит в законную силу, оно может отразиться на разбирательстве, которое тянется в Свердловской области с октября 2020 года. В региональном суде «Облкоммунэнерго» пытается добиться урегулирования разногласий при заключении договора о предоставлении доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи и обязать компанию «Конвекс Телефония» подписать с ними договор. В ответном иске оператор связи требует от энергетиков заключить договор, где будут фигурировать более низкие тарифы.
Последнее заседание по делу состоялось 21 декабря. В ходе него представители «Конвекс Телефония» сослались на решение ФАС и расчёт тарифов, на основании которого оператор и предлагает урегулировать спор и заключить договор. В «Облкоммунэнерго» полагают, что антимонопольное ведомство не является органом, который устанавливает цены, поэтому считают, что расчётом ФАС руководствоваться нельзя.
В «Облкоммунэнерго» не считают ФАС устанавливающим цены органом и потому не собираются руководствоваться её расчётами.Фото: Александр Река/ТАСС
Слушание вновь отложили на 19 января до получения результатов экспертизы расчёта тарифов, которая с первой попытки на поставленные вопросы ответить не смогла.
– Очень бы не хотелось, чтобы региональный суд действовал с оглядкой на решение Арбитражного суда Москвы. Надеемся, что рассмотрение дела «Конвекс Телефония» – «Облкоммунэнерго» пойдёт по другому сценарию и после назначенной экспертизы мы увидим реальные, понятные и приемлемые цифры, – отметила представитель УралАОС Ольга Сурикова.
В 2020 году Арбитражный суд Свердловской области удовлетворил иск энергетиков к «Дельта Телеком» о взыскании 442,6 тыс. рублей неосновательного обогащения и процентов за пользование 68 опорами с 14 июня 2018 года по 7 октября 2019-го. Оператор заявлял, что договор с «Облкоммунэнерго» не продлевал, но энергетики настаивали, что подвесы за это время так и не были сняты. Апелляционная и кассационная инстанции согласились с этим решением.
Что, если?..
Как и в любой ситуации повышения собственных затрат, операторы связи опасаются, что переложить их придётся на конечных потребителей. По оценке УралАОС, если плата за размещение ВОЛС на опорах энергетиков не снизится, тарифы для пользователей в лучшем случае могут вырасти на 20 процентов, в худшем – в три раза.
– Это всегда будет увеличение тарифов для конечного пользователя. Нам бы, конечно, этого не хотелось, но нас подводят к этому, потому что никаких субсидий, ничего нам государство не определяет, – сообщила «Октагон.Урал» Ольга Сурикова. – То же самое касается «закона Яровой»: мы закупаем оборудование, которое [обходится в] 10–15 процентов от оборота каждой компании.
В ассоциации полагают, что проблема затронула многих операторов связи в регионе, при этом у некоторых из них задействовано небольшое количество опор, у других их число доходит до 3 тыс.
Представители операторов опасаются, что повышение тарифов, если оно произойдёт, ударит прежде всего по деревням и сёлам. Из-за высокой стоимости проводить сети в такие населённые пункты станет невыгодно, а опоры «Облкоммунэнерго» – безальтернативный путь.
Операторы связи опасаются, что от повышения тарифов в первую очередь пострадают деревни и сёла. Проводить сети в такие населённые пункты будет невыгодно.Фото: Вова Жабриков/URA.RU/TASS
– По опорам «Облкоммунэнерго» проложены провода операторов связи до сёл, посёлков. Поэтому решение ФАС имеет значение для категории населения, мало обеспеченной как деньгами, так и интернетом. И решение суда [Москвы], если будет оставлено в силе, будет иметь большое значение как раз для того населения, которое и так страдает от плохого интернета или его отсутствия и чаще всего пользуется мобильным, – отметил Александр Осьминин.
По его словам, ещё в 2015 году «Конвекс Телефония» платила за каждую опору около 80 рублей в месяц.
После реорганизации ГУП СО «Облкоммунэнерго» в 2015 году сначала в ОАО, а затем, после объединения с «Облкоммунэнерго Инвест», – в АО «Облкоммунэнерго» 25 процентов акций образовавшейся структуры ушли правительству региона, 75 процентов – Сибирско-Уральской энергетической компании под управлением «Корпорации СТС».
Сети тогда остались в собственности Свердловской области, а АО «Облкоммунэнерго» их арендовало. Других арендаторов не нашлось из-за необходимости восстанавливать имущество.
Энергетики арендуют опоры и в Горноуральском городском округе (именно там возник спор с «Дельта Телеком») – у окружного комитета по управлению муниципальным имуществом. Договор аренды был заключён в апреле 2015 года. Сделать это комитет обязал суд, с иском обратились энергетики – тогда ещё «Тагилэнергосети», которые позже вошли в состав «Облкоммунэнерго». Срок аренды истекает в декабре 2024 года.
Согласно опубликованному в 2015 году в материалах суда проекту договора аренды, арендная плата за муниципальное имущество общей рыночной стоимостью около 18 млн рублей должна была составлять 180,2 тыс. рублей ежегодно.