Арбитражный суд Челябинской области принял к производству заявление швейцарской компании о банкротстве ООО «Мечел-Кокс» (Челябинск, входит в группу «Мечел»). Сумма претензий – 42 тыс. евро и 386 тыс. долларов, что в пересчёте на рубли составляет примерно 32 млн. Представители истца отмечают, что «Мечел-Кокс» не стал обжаловать решение третейского суда о взыскании долга, но задолженность до сих пор не погасил. Возможно ли признание челябинской «дочки» «Мечела» банкротом, разбирался «Октагон.Урал».
«Мечел-Кокс» выпускает коксохимическую продукцию, в состав завода входят более 10 цехов и подразделений. Основной продукт – металлургический кокс, вырабатываемый сегодня на восьми батареях. «Мечел-Кокс» обеспечивает производственные потребности предприятий компании «Мечел», а также реализует свою продукцию на внутреннем и внешнем рынках.
В июне текущего года швейцарская компания Domini-Newfo Trading SA обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с просьбой признать «Мечел-Кокс» банкротом и ввести процедуру наблюдения. Суд возбудил производство, назначив заседание по делу на 17 августа.
По данным швейцарцев, сумма задолженности «Мечел-Кокса» составляет 42 тыс. евро, 386 тыс. долларов и 6 тыс. рублей.
В уведомлении о намерении признать должника банкротом представители Domini-Newfo Trading SA указывали, что в феврале 2021 года Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при Торгово-промышленной палате (ТПП) России взыскал с «Мечел-Кокса» основной долг в размере 24 773 евро и неустойку в размере 10 319 евро. Кроме того, предприятие по решению суда должно было возместить расходы по уплате регистрационного и арбитражного сборов в размере 6555 долларов. Решение вступило в законную силу, но «Мечел-Кокс» его не оспаривал. По мнению заявителя, должник обладает признаками несостоятельности.
В 2020 году МКАС при ТПП России принял решение о взыскании с «Мечел-Кокса» 277 тыс. долларов в пользу швейцарской компании. По данным местных СМИ, в 2017 году «Мечел-Кокс» арендовал у Domini-Newfo Trading SA оборудование для ремонта коксовых печей, но за его использование не рассчитался.
В «Мечеле» от комментариев по поводу судебного спора воздержались, как и назначенный судом арбитражный управляющий. Арбитры МКАС также не разглашают информацию о спорах, которая может нанести ущерб интересам сторон.
В 2017 году «Мечел-Кокс» арендовал у компании Domini-Newfo Trading SA оборудование для ремонта коксовых печей.Фото: Александр Кондратюк/РИА Новости
Согласно отчётности «Мечел-Кокса», выручка предприятия в 2020 году снизилась на 13 процентов в сравнении с 2019-м – до 24 млрд рублей. Но при этом чистая прибыль выросла в 2,7 раза (на фоне снижения себестоимости) и составила 3,5 млрд рублей, а кредиторская задолженность сократилась более чем на четверть – до 7,48 млрд рублей.
Согласно анализу базы Kartoteka.ru, на конец 2020 года «Мечел-Кокс» финансово неустойчив, предприятие имеет низкую рентабельность для поддержания платёжеспособности на приемлемом уровне. Как правило, такая организация имеет просроченную задолженность.
«Оно находится на грани потери финансовой устойчивости. Для выведения предприятия из кризиса следует предпринять значительные изменения в его финансово-хозяйственной деятельности. Инвестиции в предприятие связаны с повышенным риском», – говорится в материалах.
Опрошенные «Октагон.Урал» юристы и аналитики единодушны: вероятность признания «Мечел-Кокса» банкротом крайне мала.
«Такая тактика поведения – неоплата кредиторам до тех пор, пока не наступит крайняя точка, – широко распространена среди крупных игроков и в частности характерна для группы компании “Мечел”. Даже судебное решение не помогает кредитору получить исполнение».
Ольга Попова
руководитель челябинской консалтинговой компании «Лигал Эксперт»
– Если кредитор сейчас получит исполнительный лист и предъявит его к исполнению, то в сводном исполнительном производстве окажется ещё с десяток таких же «счастливчиков». Поэтому единственным работающим механизмом остаётся возбуждение дела о банкротстве. Скорее всего, «Мечел-Кокс» рассчитается ближе к судебному заседанию или непосредственно перед ним и производство по делу о банкротстве будет прекращено, если к этому моменту не заявится ещё кто-то из кредиторов. Тогда суд прекратит производство по заявлению компании Domini-Newfo Trading SA и назначит дату рассмотрения требования следующего кредитора. И так пока не иссякнут все желающие, – считает Ольга Попова.
Собеседница добавила, что история повторяется. Согласно картотеке арбитражных дел, в 2014 году «Мечел-Кокс» уже проходил аналогичную процедуру «банкротства», на протяжении 15 месяцев рассчитываясь с кредиторами, подавшими заявления.
Эксперты считают, что, несмотря на финансовую неустойчивость, вероятность признания «Мечел-Кокса» банкротом крайне мала.Фото: Александр Кондратюк/РИА Новости
С Поповой согласны и другие эксперты.
– Вероятность [банкротства] стремится к нулю. Если посмотреть бухгалтерскую отчётность «Мечел-Кокса» в открытых источниках, мы увидим, что по итогам прошлого года компания отчиталась о прибыли в 3,5 млрд рублей. Вряд ли задолженность будет для них критичной. Скорее всего, дело в том, что швейцарская компания выбрала наиболее быстрый способ получить свои деньги. Я думаю, «Мечел-Кокс» закроет свой долг до момента рассмотрения требований к ним в заседании, – сказала партнёр и руководитель банкротной практики юридической фирмы INTELLECT, арбитражный управляющий Ольга Жданова.
Юристы отмечают, что формально основания для введения наблюдения имеются – это наличие долга в размере, превышающем 300 тыс. рублей, и просрочка более трёх месяцев. Но, скорее всего, до введения наблюдения дело не дойдёт.