Башкирская содовая компания (БСК) заявила об отсутствии дефицита ресурсов для производства. Предприятие сейчас рассматривает четыре месторождения для поставки известняка, а ресурсов собственной сырьевой базы горы Шахтау хватит до 2027 года.
Сейчас компания использует привозной известняк: заключён договор на поставку первой партии объёмом 4 тыс. тонн, в июне пройдут испытания продукции, рассказал на оперативном совещании в правительстве региона гендиректор АО «БСК» Эдуард Давыдов.
О каком именно поставщике и месторождении идёт речь, Давыдов не пояснил по причине коммерческой тайны. Одновременно предприятие ведёт работу по апробации и коммерческим переговорам с владельцами альтернативных месторождений.
«В силу того, что идут достаточно ожесточённые коммерческие переговоры между владельцами месторождений, я не буду их называть, дабы не вмешаться в их конкурентную борьбу», – подчеркнул Давыдов.
Собственного сырья, оставшегося после разработки шихана Шахтау, компании хватит минимум на шесть лет.
Сырьевая проблема предприятия обострилась в 2020 году. Основным источником известняка в последние годы была именно гора Шахтау. БСК тогда заявила, что запасы начали истощаться, и попросила власти Башкирии передать ей для разработки шихан Куштау. Местные жители, узнав о планах компании, устроили прошлым летом протестные акции.
Риски с содой
Глава Башкирии Радий Хабиров 2 сентября заявил, что в истории вокруг шихана Куштау поставлена точка. Своим решением он присвоил горе статус особо охраняемой природной территории (ООПТ) республиканского значения. Однако общественники и местные жители в благополучном исходе противостояния пока не уверены. Защитники шихана настаивают на скорейшем прекращении действия лицензии на разработку Куштау.
Перейти к материалуПротивостояние вызвало резонанс, в конфликт вмешался президент России Владимир Путин. Вопросы возникли из-за того, что с 2013 года контрольным пакетом акций БСК владели частные акционеры. Они, по словам главы государства, вели «бесконтрольное выкачивание денег», не заботясь об инвестициях: прибыль оседала в офшорах. К делу подключилась Генпрокуратура, в результате контрольный пакет акций перешёл Башкирии, а разработку шиханов Торатау и Куштау запретили. Территории отнесли к категории особо охраняемых, и БСК пришлось начать поиск источника сырья.
Как сообщил гендиректор Башкирской содовой компании, предприятие приступило к добыче обводнённых известняков на карьере Шахтау, что позволит обеспечить организацию сырьём до 2027 года. Учёные в Башкирии уверены, что разработку можно продолжать и дальше. Кроме того, одним из альтернативных источников сырья для БСК называют Худолазское месторождение возле Сибая.
Активисты, выступающие против разработки шихана Куштау Башкирской содовой компанией. 16 августа 2020 года.Фото: Вадим Брайдов/ТАСС
Президент фонда «Башнедра» Расих Хамитов рассказал «Октагон.Урал», что по качеству и количеству известняковое сырьё из Худолазского месторождения вполне пригодно для нужд химической промышленности, в том числе и содового производства. Суммарные запасы восточной и северо-восточной частей месторождения, ранее разведанные башкирскими геологами, достаточно велики и составляют около 200 млн тонн, а их перевозка до Стерлитамака вполне рентабельна.
– Геологоразведочные работы 1994–2002 годов, проведённые по заказу управления по недрам РБ за счёт средств бюджета республики, показали, что на ныне разрабатываемом месторождении Шахтау на глубине до 100 метров лежит более 200 миллионов тонн обводнённого качественного известняка, который удовлетворяет требованиям содового и цементного производств. Для того чтобы их добыть и переработать, нужно будет осушать эти глубинные карьерные запасы. До 2027 года возможно разрабатывать верхние два уступа шагающим экскаватором ЭШ-10/70 (что сегодня и делается АО «Сырьевая Компания»), а если углубиться до так называемой нулевой отметки в 100 метров, сырья может хватить на 50 лет при производительности 3–4 миллиона тонн в год. Горнодобычные работы и водоотлив на карьере потребуют определённых капиталовложений, что, думаю, под силу такой крупной градообразующей компании, как АО «БСК», – сказал Хамитов.
Ещё год назад альтернативные месторождения компания не воспринимала как возможные для разработки. Сейчас подход изменился. Как сообщил замдиректора по науке Государственного геологического музея имени В. И. Вернадского РАН, кандидат геолого-минералогических наук Исхак Фархутдинов, по качеству сырья Худолазское месторождение подходит для содового производства.
«Есть железная дорога прямо до предприятия в Стерлитамаке, и есть уже работающий карьер. Расстояние в 500 километров существенное, но, по подсчётам экономистов, даже при росте всех транспортных расходов в три раза БСК останется рентабельным предприятием. Конечно, прибыль предприятия снизится, насколько смогут показать конкретные расчёты. Открытых данных для таких расчётов пока нет».
Исхак Фархутдинов
замдиректора по науке Государственного геологического музея имени В. И. Вернадского РАН, кандидат геолого-минералогических наук
Экономические показатели компании, которая год назад жаловалась на нехватку средств и сырья, за первое полугодие 2021 года продемонстрировали рост. В БСК это объясняют «усилением прозрачности финансовых потоков». Только перевод офиса из Москвы в Стерлитамак позволил сэкономить миллиард рублей.
Выручка предприятия за первое полугодие составила 28,2 млрд рублей. Это на 22 процента больше по сравнению с прошлым годом. По другим показателям также отмечен рост: чистая прибыль достигла 7,8 млрд рублей, что на 35 процентов больше, чем год назад; операционная прибыль выросла на 37 процентов – до 10,2 млрд рублей. Экспорт увеличился на 22 процента, отправлено продукции на 7,2 млрд рублей. При этом траты на социальную поддержку сотрудников увеличились на 480 млн рублей.
Инвестиции БСК в развитие сырьевой базы до 2030 года составят около 10 млрд рублей. Всего на модернизацию и создание новых производств планируется направить свыше 301 млрд рублей. Глава республики Радий Хабиров отметил, что по развитию сырьевой базы необходимо консультироваться с ведущими научными учреждениями.
Уфа