Власти Свердловской области вновь заговорили о возможном начале добычи нефти в регионе. Теме уже 20 лет, но дальше разведки потенциальных участков дело не зашло. Эксперты отрасли осторожны в своих комментариях относительно того, насколько реально добывать в Свердловской области углеводороды, учитывая неразвитую инфраструктуру на севере региона, где расположены месторождения. Также неясен объём её запасов из-за недостаточного исследования вероятности промышленной разработки месторождений.
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев в ходе прямой линии с жителями заявил, что в настоящее время компаниями-интересантами ведётся доразведка участков углеводородов, и выразил уверенность, что добыча нефти в регионе когда-нибудь начнётся.
– Если говорить об известных мне лицензионных участках, то там ведётся активная разработка проектов, и как только будут понятны объёмы инвестиционных проектов, то станут понятны и сроки освоения этих месторождений, – сказал он.
По словам главы региона, причинами того, что на лицензионных участках добыча нефти до сих пор не начинается, являются отсутствие необходимой инфраструктуры, а также экономическая нецелесообразность разработки этих месторождений.
Он напомнил, что в августе текущего года в ходе встречи с президентом «Транснефти» Николаем Токаревым была достигнута договорённость о строительстве автомобильной дороги на участке Таборы – Гари.
«Этот проект будет финансироваться на 50 процентов за счёт средств областного бюджета и на 50 процентов за счёт средств компании “Транснефть”. Мы планируем реализовать его за два с половиной года. Реализация проекта – это та самая инфраструктура, которая будет, возможно, необходима для раскрытия потенциала этих нефтяных месторождений, и не только этих».
Евгений Куйвашев
губернатор Свердловской области
Тему добычи нефти на Среднем Урале поднимал ещё первый губернатор области Эдуард Россель. В 1993 году в регионе даже создали общество «Уралнефть», которое эксплуатировало месторождения на территории Красноуфимского района, но в 2015 году компания была ликвидирована. Выйти на промышленные объёмы добычи чёрного золота региону так и не удалось.
Доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры геологии и защиты в чрезвычайных ситуациях Уральского государственного горного университета Стефан Паняк считает, что запасы и перспективы есть, но они очень туманные.
– Есть у нас площадь со стороны Пермского края и со стороны Западной Сибири (Речь идёт о Ермолинской площади в Гаринском районе на границе с Тюменской областью. – τ.). Но до сих пор работа на этих участках не приносила видимых перспектив. Вероятность мала, а если и будут какие-то запасы, то они будут, конечно, небольшими, – сообщил он «Октагон.Урал».
Тему добычи нефти на Среднем Урале поднимал ещё первый губернатор области Эдуард Россель. В 1993 году даже было создано общество «Уралнефть», которое эксплуатировало месторождения на территории Красноуфимского района.Фото: Семехин Анатолий/Фотохроника ТАСС
По словам профессора Паняка, геология Урала осложнит добычу нефти:
– Свердловская область – это в основном территория складчатого региона (входит в уральскую складчатую систему), для которой не характерны запасы нефти, но наш регион также прихватывает куски Западно-Сибирской низменности. Эти прихваты и с востока, и с запада имеют какие-то шансы на содержание нефти. В Перми и Башкирии геология другая, там, конечно, есть большие запасы.
Эксперт подчеркнул, что в регионе до сих пор не было проведено серьёзных исследований относительно вероятности промышленной разработки месторождений. По его словам, нужно провести разведку и дать окончательный ответ на вопрос, есть ли перспективы добычи нефти в регионе.
– Одно время в регионе выделялись средства на исследования, но финансирование вскоре сняли, и закончить исследования мы не смогли, – сказал он.
Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман в разговоре с «Октагон.Урал» также отметил, что ранее попытки поиска нефти в Свердловской области были либо безуспешными, либо найденные запасы было экономически невыгодно эксплуатировать по сравнению с проектами в Западной Сибири.
«Пока хоть какой-то информации, позволяющей оценить масштаб, сроки реализации или стоимость потенциальных проектов по добыче, в публичном доступе нет – интересующиеся компании лишь проводят геологоразведку. Инфраструктура, конечно, является проблемой, но в случае начала реализации проектов по добыче это может быть исправлено совместно с “Транснефтью”».
Сергей Кауфман
аналитик ФГ «Финам»
При этом аналитик утверждает, что на перспективы добычи нефти в регионе может повлиять ограничение ОПЕК+.
– Из-за него новые месторождения не просто должны быть рентабельны, но обязаны превосходить по прибыльности другие проекты, так как суммарная квота по добыче ограничена, – поясняет Кауфман.
Рассуждая о компаниях-интересантах, он предположил, что это может быть в том числе «Уралнефтесервис» – дочерняя компания НК «Нефтиса» (входит в ПФГ «Сафмар» Михаила Гуцериева), которая ведёт разработку участка на севере региона.
– Компания ведёт разведывательные работы на Красильниковском участке и периодически сообщает об успехах. Также запасами в регионе интересовалось совместное предприятие «Газпром нефти» и Repsol «Евротэк-Югра», – говорит аналитик.
Эксперты считают, что запасы и перспективы есть, но они очень туманные.Фото: Сафрон Голиков/Коммерсантъ
Между тем в 2019 году компания «Евротэк-Югра» получила лицензию на геологическое изучение участка «Свердловский 4», фланга месторождения имени Рауля-Юрия Эрвье (Оурьинское месторождение). Площадь актива – 590 квадратных километров. Геологические ресурсы участка составляют 21 млн тонн нефти. Лицензия выдана на пять лет. До конца 2019 года предприятие должно было подготовить программу поисково-оценочных работ для этого актива, а в 2020-м начать сейсморазведочное изучение участка.
Губернатор Куйвашев подчеркнул, что власти региона будут внимательно следить за тем, как ведутся разведка и проектирование в части добычи нефти на территории области.
– Нефть действительно есть, и я всё же склоняюсь к тому, что мы её когда-то будем добывать, – заключил он.