Семнадцатый арбитражный апелляционный суд подтвердил законность взыскания с Уральского завода гражданской авиации (УЗГА, Екатеринбург) 138,4 млн рублей в пользу АО «Авиационные редуктора и трансмиссии – Пермские моторы» («Редуктор – ПМ»). В суде юристы УЗГА указывали на то, что не выплатили основную сумму контракта из-за невыполнения инозаказчиком обязательств по контракту с министерством обороны Сирийской Арабской Республики (САР) и Бюро обеспечения армии САР.
Как значится в материалах дела, 27 июля 2017 года комиссионер по поручению комитента от своего имени за вознаграждение заключил с министерством обороны САР и Бюро обеспечения армии САР дополнение к контракту от 2005 года на оказание услуг на территории России по проведению капремонта главных редукторов ВР-14 (Применяется на вертолётах Ми-8 и Ми-17. – τ.) и ВР-8А (Применяется на вертолётах Ми-8. – τ.), принадлежащих инозаказчику. Для того чтобы исполнить этот контракт, 27 июля 2018 года Уральский завод гражданской авиации подписал с «Редуктор – ПМ» договор, по которому пермский завод обязался провести капитальный ремонт 14 главных редукторов ВР-14 и 24 главных редукторов ВР-8А. «Редуктор – ПМ» занимается серийным производством и ремонтом этих редукторов.
По условиям соглашения в июле 2018 года УЗГА заплатил аванс в размере 40,8 млн рублей (20 процентов от суммы контракта), оставшиеся 80 процентов завод должен был заплатить «в течение 30 дней с даты отгрузки отремонтированных изделий».
В декабре 2018 года «Редуктор – ПМ» отгрузил УЗГА отремонтированные редукторы, но обязательства по их оплате екатеринбургский завод полностью не исполнил, выплатив лишь 123,7 млн рублей.
В суде юристы «Редуктор – ПМ» потребовали взыскать с УЗГА оставшуюся основную сумму долга (85 млн рублей) и неустойку (91,7 млн рублей) за период с 3 декабря 2018 года по 28 декабря 2020 года. Юристы Уральского завода гражданской авиации согласились с требованиями о взыскании основного долга, но возразили против выплаты пеней.
В УЗГА заявили, что не заплатили 85 млн рублей по контракту из-за форс-мажора – невыполнения обязательств по оплате основного контракта со стороны министерства обороны Сирийской Арабской Республики. По условиям дополнения к договору комиссии расчёты комиссионера с комитентом должны производиться по мере поступления валютных средств от инозаказчика.
«Окончательный расчёт 80 процентов не произведён инозаказчиком, а следовательно, и ответчиком (УЗГА. – τ.) до настоящего момента. Задержка в оплате вызвана политическими обстоятельствами, включая санкции: в отношении Сирийской Арабской Республики введены санкции, а именно были заморожены поставки в САР нефти – источника пополнения бюджета САР, которая могла бы быть использована для ведения боевых действий и продажи на внутреннем рынке – с целью получения доходов в бюджет САР (импортировать нельзя из-за санкций). Данное обстоятельство обуславливает падение доходов бюджета САР, как следствие – невозможность расчётов САР по обязательствам, девальвацию сирийской национальной валюты», – приводится в материалах дела позиция УЗГА.
По мнению представителей Уральского завода гражданской авиации, истец и ответчик оказались в зависимости от инозаказчика, его обязанности по выплате целевых денежных средств. Юристы УЗГА пытались привлечь к участию в споре 300 военное представительство Министерства обороны РФ, но суд отказал в ходатайстве, сославшись на отсутствие правовых оснований.
Суд также отклонил ссылки истца на невыполнение минобороны САР своих обязательств. Однако арбитраж по статье 333 Гражданского кодекса снизил размер взысканной с УЗГА неустойки с 91,7 млн до 53,4 млн рублей, сославшись на её несоразмерность нарушенным обязательствам.
«Судом принимается во внимание довод ответчика о том, что начисленный истцом размер неустойки в пересчёте на один год составляет 36,5 процента годовых, что превышает средневзвешенный процент ставки по кредитам, которые кредитные организации предоставляют нефинансовым организациям, а также показатели инфляции за соответствующий период и ключевую ставку Банка России», – пояснил суд первой инстанции.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил решение Арбитражного суда Свердловской области в силе.
Расположенное в Екатеринбурге АО «Уральский завод гражданской авиации» является правопреемником основанного в 1939 году завода № 404. Занимается производством и ремонтом авиационной техники и её компонентов. В 2015 году УЗГА стал официальным представителем компании Textron Aviation в России и выпускает лёгкий пассажирский вертолёт Bell-407. Также завод осваивает сборку универсального двухмоторного самолёта для местных воздушных линий L-410. Основными акционерами УЗГА являются Объединённая двигателестроительная корпорация (входит в «Ростех») и АО «НК Банк».