Предпринимательская оптимизация

Предпринимательская оптимизация

Экономика 17 февраля 2022 Игорь Лесовских

Предприниматели начали отходить от пандемии – в регионах Урала произошёл всплеск регистрации малых предприятий, уже достигнуты докризисные показатели. Однако реальный прирост сектора в большинстве областей оказался отрицательным. Положительную динамику показали лишь Тюменская область и Республика Башкортостан – последняя вошла в федеральный топ по приросту бизнеса. «Октагон.Урал» разбирался, действительно ли на рынок ринулись новые предприниматели или действующий бизнес начал работу по оптимизации фискальной нагрузки, переходя в более лояльные режимы.

Прирост регистраций в России индивидуальных предпринимателей в 2021 году зафиксировали аналитики аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Согласно выводам специалистов, он составил 36,2 процента (824,7 тыс.). Это допандемийные показатели роста сектора малого бизнеса – тогда в год регистрировалось 800–830 тыс. предпринимателей.

Регионы Большого Урала в целом тоже показали прирост регистраций малого бизнеса, но с динамикой ниже общероссийской. Например, в Свердловской области число регистраций увеличилось на 25,5 процента, в Челябинской – на 21,9 процента. На уровне общероссийских показателей находятся Тюменская область (плюс 34,5 процента) и Республика Башкортостан (плюс 45,9 процента).

Реальность показывает минус

Несмотря на рост регистраций новых малых предприятий и сокращение их «смертности» (в целом по России за 2021 год закрытие ИП происходило реже на 15,6 процента по сравнению с 2020-м), реальный прирост бизнеса оказался минимальным. В целом по России – на 0,7 процента.

На Урале ситуация с реальным увеличением предпринимателей оказалась ещё хуже. На Ямале за год недосчитались 4,7 процента действовавших ИП (с рынка ушло почти 700 малых предприятий), в Пермском крае их количество уменьшилось на 2,5 тыс. (минус 4 процента к уровню 2020 года).

За 2021 год рост регистраций ИП составил 36,2 процента.За 2021 год рост регистраций ИП составил 36,2 процента.Фото: Maxime/Unsplash

Незначительное сокращение на доли процента зафиксировано в Свердловской и Курганской областях – регионы недосчитались 170 и 90 индивидуальных предпринимателей соответственно. Челябинская область потеряла 900 ИП.

Суммарно регионы Большого Урала за год недосчитались более 5,7 тысячи предпринимателей.

Бизнес пошёл туда, где не душат

Драйверами Урала стали два региона – Тюменская область и Башкирия. В первой реальный прирост малого бизнеса составил почти тысячу предпринимателей, а во второй 3,5 тысячи человек. По этому показателю Башкортостан вошёл в топ-5 регионов России (чистый прирост составил 4,7 процента).

– Успешные показатели республики мы видим в том, что во время пандемии Башкирия была одной из территорий, где малый бизнес не душили со стороны власти, – считает исполнительный директор «Опоры России» в Башкортостане Тимур Лукманов.

«Наверху понимали, что означают закрытия и полные локдауны для бизнеса, и даже в самые суровые времена у нас работали рестораторы. Судя по всему, увидев эту лояльность к бизнесу, в предпринимательство двинулись новые люди, которые начали создавать на территории республики предприятия».

Тимур Лукманов | исполнительный директор «Опоры России» в Башкортостане Тимур Лукманов
исполнительный директор «Опоры России» в Башкортостане

Как отмечают эксперты, сейчас в регионах происходит рост и самозанятых.

– Самозанятыми становятся как бывшие ИП, так и наёмные сотрудники, которые начали искать дополнительный доход и по итогу уходить в свободное плавание. Но существует и обратная миграция, когда люди, попробовавшие этот режим, регистрируются как ИП, понимая, что их деятельность позволяет превышать лимитированный для самозанятых доход в 2,4 миллиона рублей в год, – поясняет руководитель налоговой поддержки Solar Staff Анастасия Рязанцева.

Рост оказался оптимизацией

Опрошенные «Октагон.Урал» эксперты сходятся во мнении, что наблюдаемый на рынке рост регистраций ИП – это попытка бизнеса оптимизировать свою фискальную нагрузку.

– Рост регистраций ИП во многом связан с введением налоговых льгот для ИП в ряде регионов. Они переходят с единого налога на вменённый доход на упрощённую систему налогообложения. Таким образом, происходит миграция из обществ с ограниченной ответственностью в индивидуальные предприниматели, – отмечает директор по стратегии «Финам» Ярослав Кабаков.

«Параллельно с этим предприниматели, которые проходят по требованиям, из ИП перерегистрируются в самозанятые – [количество] самозанятых за год по России выросло в 2,5 раза».

Ярослав Кабаков | директор по стратегии «Финам» Ярослав Кабаков
директор по стратегии «Финам»

По словам гендиректора компании «Эвотор» Андрея Романенко, подобная оптимизация началась ещё в начале пандемии. В то время, например, в бьюти-индустрии массово сворачивались салоны красоты, а мастера обслуживали клиентов на дому. Сейчас же люди вновь начали легализовываться.

– Рост регистраций ИП, безусловно, говорит об оживлении деловой активности в 2021 году по сравнению с кризисным для бизнеса 2020-м. Динамика в прошлом году была достаточно умеренная. В 2022-м можно ожидать большую бизнес-активность, – заключил Андрей Романенко.