В ходе общего годового собрания Союза предприятий оборонных отраслей промышленности (ОПК) Свердловской области промышленники сообщили о росте доли гражданской продукции: благодаря пандемии многие наладили выпуск медицинской и коммунальной техники. По итогам 2020 года гражданская продукция военных заводов занимает 32,76 процента, что в целом даже выше, чем поставленная президентом планка. Однако сами промышленники «меняют войну на мир» неохотно и продолжают ориентироваться на гособоронзаказ и иностранные оборонные контракты.
Всё идёт по плану
По итогам прошлого года консолидированный объём производства продукции и услуг предприятий союза составил 322,4 млрд рублей, что на 1,8 млрд рублей меньше, чем годом ранее. В среднем доля гражданской продукции с 2016 года – момента, когда президент России Владимир Путин поручил наращивать её объемы, – на уральских предприятиях выросла на 2,8 процента – до 32,76 процента. У 23 предприятий доля гражданки превысила 50 процентов (общий объём – 51 млрд рублей), у четырёх – составила от 30 до 50 процентов (117,9 млрд рублей), у 19 – не превысила 5 процентов (93,3 млрд рублей).
В 2021 году компании планируют изготовить продукцию на 339,8 млрд рублей и добиться 34,3 процентов гражданской продукции. Темпы пока даже опережают динамику, указанную в поручениях президента: не менее 30 процентов к 2025 году, не менее 50 – к 2030-му.
Вице-губернатор Свердловской области Алексей Шмыков объяснил динамику в том числе форс-мажором пандемийного года: в 2020-м оборонщики наладили массовый выпуск средств индивидуальной защиты, антисептиков, медоборудования и другой необходимой техники. Например, как писал «Октагон», Уральский оптико-механический завод (УОМЗ, входит в холдинг «Швабе» госкорпорации «Ростех») увеличил выручку на 39,3 процента только за первые полгода, в том числе за счёт выпуска товаров для больниц. Гендиректор УОМЗ Анатолий Слудных на совещании отметил, что старт массового производства гражданской продукции на предприятиях ОПК снизил её себестоимость.
Уральский оптико-механический завод увеличил выручку за счёт выпуска продукции для больниц.Фото: Донат Сорокин/ТАСС
Продавать гражданскую продукцию сложнее, чем производить, заявили оборонщики. Пять лет назад союз предлагал ввести госзаказ и на гражданку. Сейчас, отвечая на вопрос «Октагон.Урал», президент союза Николай Клейн уточнил: госзаказ на гражданскую продукцию нужен на первом этапе, чтобы перед выходом на рынок выявить и устранить её слабые места. А дальше предприятия готовы конкурировать. МЗиК, например, уже выделил средства на целевое обучение маркетологов и экономистов для предприятия. Суммарно в 2021 году от всех компаний союза на целевых местах обучается 1,2 тысячи человек.
Впрочем, предприятия хоть и включились в активный поиск своего места на гражданском рынке, пути отхода тоже ищут. Клейн уверен, что поручение президента о росте доли гражданской продукции неправильно поняли: наращивать её нужно в последнюю очередь – когда и ГОЗ, и экспортные контракты по профильному производству не создают необходимых объёмов – так, по его словам, сам президент ответил на вопрос гендиректора концерна «Алмаз Антей» Яна Новикова.
На фоне важности исполнения поручений президента, даже неправильно понятых, серьёзной проблемой для предприятий ОПК становится надзор за работой по повышению доли гражданки. Промышленники просят дать им работать и обещают сами себя проконтролировать.
«Контролируют нас все. Мы посылаем отчёты в Минпромторг, свои госкорпорации, Минобороны. Но к нам приходят запросы по импортозамещению из областных структур, из прокуратуры и так далее».
Николай Клейн
президент Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области
Рост отчётности привёл к тому, что МЗиКу пришлось нанять для её составления 112 человек. Хотя задачи Минпромторга по повышению производительности труда и ежегодному 10-процентному снижению операционных расходов требуют сокращения штата.
– Я лично рассматриваю структуру цен на каждое изделие и не нахожу пункта, по которому можно их снизить. 400 человек надо убрать, чтобы на 10 процентов получить снижение операционных расходов. Я же не буду народ за забор выставлять, – рассуждает Клейн.
На войне как на войне
Профильный союз прогнозирует сложные времена для предприятий ОПК. К концу 2020 года доля современных образцов вооружения и военной техники в вооружённых силах составила более 70 процентов, в ядерных вооружениях – 86 процентов.
– Все надеются, что и дальше техника и вооружение будут заказываться во всё больших объёмах. Но это не так, процент достигнут, сейчас больше будет уделяться внимание НИРам и ОКРам (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. – τ.), чтобы переходить к следующему этапу перевооружения. Для многих серийных предприятий наступает период неполной загрузки, – заявил Клейн.
В связи с этим он призвал предприятия «заранее всунуть нос» в формирование новой госпрограммы вооружений (ГПВ) и нового госзаказа. По словам Клейна, контрольные цифры по ГПВ сформируют до июля–августа 2021 года, рассчитана она будет с 2024 по 2033 год.
Рентабельность работы в рамках ГОЗ снижается, заявили представители заводов. Причина ещё и в том, что позиция аудита Минобороны и ФАС по ценообразованию ужесточилась – от предприятий требуют снижения цен.
Однако при росте закупочных цен (по данным президента союза, на стальной и цветной металлопрокат с декабря по апрель они выросли в 1,6 раза) заводам сложно уложиться в требуемые параметры, и в результате они соглашаются на заведомо убыточные контракты.
Между тем предприятия уже и так погрязли в кредитах. Председатель делового совета при МКВЭС ОДКБ, вице-президент Союза российских оружейников Александр Ноздрачёв отметил, что задолженность организаций ОПК перед банками в прошлом году составила 2 трлн рублей при ГОЗ в 1,3 млрд рублей.
– [Вице-премьер РФ] Юрий Борисов принял меры: 700 млрд реструктурировали долгов перед банками, но 1,3 трлн рублей осталось, а это говорит о том, что что-то в системе работает не так, – уверен Ноздрачёв.
При этом предложения промышленников включить в расчёт затрат на производство процент по целевому кредитованию Минобороны не принимает, отметил Клейн, и они вынуждены компенсировать их за счёт, например, экспортных контрактов. Таким стал контракт МЗиК с ГРАУ Минобороны стоимостью 33 млрд рублей. Заключить его нужно было в 2021 году, когда у предприятия нет денег, а выполнить – к 2025 году. При этом финансирование работ: в 2021 году – 100 рублей, в 2022 и 2023 годах – по 100 млн рублей, в 2024-м – 3 млрд, в 2025 году – 29,5 млрд.
Решать проблему оборонщики предложили развитием цифровизации предприятий: она поможет сократить количество персонала и повысить производительность труда оставшихся.
– Сегодня звучали правильные тезисы, предприятия закредитованы, в рамках госзаказов рентабельность снижается. Поэтому создание эффективных механизмов цифровизации – это уже необратимый процесс, и их дальнейшее совершенствование крайне важно, – отметил Анатолий Слудных.
Екатеринбург